Ветер северный: как крупнейший проект «Роснефти» повлияет на страну

11 февраля глава «Роснефти» Игорь Сечин представил президенту России Владимиру Путину масштабный нефтяной проект «Восток Ойл». Глава государства одобрил концепцию и посоветовал «как следует всё посчитать». В проект намерены привлечь огромные инвестиции — в целом около 10 трлн рублей. Что такое «Восток Ойл» и как он повлияет на развитие страны — в материале «Известий».

Ресурсы и перспективы

Проект «Восток Ойл» — это новая нефтегазовая провинция на севере Красноярского края и нефтепровод от Ванкорского кластера «Роснефти» через Пайяхскую группу месторождений «Нефтегазхолдинга» (НГХ) на Таймыре до бухты «Север», где построят нефтеналивной терминал.

Проект позволит загрузить Северный морской путь и транспортировать углеводороды с дальних месторождений «Роснефти».

«Восток Ойл» включает ресурсы крупнейших месторождений Ванкорского кластера (Ванкорского, Сузунского, Тагульского и Лодочного), а также перспективных нефтеносных площадок на севере Красноярского края, таких как Паяхская группа месторождений и Западно-Иркинский участок. По словам Игоря Сечина, их общая ресурсная база составляет около 5 млрд тонн нефти.

Проектом уже заинтересовались индийские, а также западные инвесторы, отметил глава «Роснефти».

— Всего в рамках реализации проекта будет создано 15 промысловых городков, два аэродрома, порт, магистральные трубы — примерно 800 километров, внутрипромысловые — порядка 7 тыс. километров, электросетевое хозяйство — 3,5 тыс. километров, 2 тыс. мегаватт электрогенерации, новых рабочих мест — порядка 100 тыс. В целом «Восток Ойл» позволит увеличить годовой ВВП страны на 2% ежегодно, — пояснил Сечин на встрече с президентом.

Глава государства одобрил проект.

Государственное стимулирование

Эксперты нефтегазовой сферы относятся к «Восток Ойл» с оптимизмом. По словам старшего аналитика WMT Consulting Валерия Андрианова, эра углеводородов еще не закончилась. Он отметил, что циклопические запасы российского Севера — главная надежда не только отечественной, но и мировой нефтяной отрасли. Проект можно сопоставить по масштабу с освоением Западной Сибири в 1960–1970-х годах.

— Реализация потребует сверхсовременных технологий, создания сложной инфраструктуры. Но, думается, и в этом случае ставка будет оправдана. Уже сейчас в рекордные сроки на Дальнем Востоке создана судоверфь, позволяющая строить гигантские танкеры и ледоколы нового типа, которые обеспечат транспортировку углеводородов из новой нефтяной провинции. А освоение этой провинции может стать самым важным и амбициозным проектом для мировой нефтегазовой отрасли, — подчеркнул Андрианов.

Специалисты сходятся во мнении, что в вопросе очень важна государственная поддержка. Правительство уже одобрило пакет законопроектов, предусматривающих налоговые стимулы для инвесторов, которые планируют проекты в Арктике. Они затрагивают и «Восток Ойл».

Речь идет в первую очередь об отмене НДПИ в течение первых 12 лет с момента запуска новых месторождений. С 13-го по 17-й год предполагается поэтапный выход компаний на полную налоговую ставку.

— Без привлекательного и предсказуемого налогового режима инвесторов не найти. Ведь добыча в этом регионе — это не только буровые установки и промысловые объекты, это морские терминалы, резервуарные парки, аэродромы, автодороги, ледоколы, нефтетанкеры и газовозы ледового класса — сложная и очень дорогая инфраструктура и техника. Добиться здесь приемлемого уровня доходности на вложенный капитал можно лишь в рамках интегрированных проектов с длинным жизненным циклом, — заявил директор Центра политической информации Алексей Мухин.

С ним согласен глава «ИнфоТЭК Терминал» Рустам Танкаев. По его словам, показателен даже внешний вид северных малых городов Тикси и Диксона — они фактически находятся в разрушенном состоянии.

— Реальное восстановление инфраструктуры возможно только в том случае, если система налогообложения будет приведена в соответствие с условиями хозяйственной деятельности в регионе. Если с нефтяников начнут брать налоги с момента начала строительства, то они никогда ничего не построят, это совершенно очевидно. Когда вы строите базу на Марсе, то рассчитывать на то, что вы при этом еще и будете платить какие-то налоги — по меньшей мере наивно, если не сказать глупо. Только если создать нормальные налоговые и регуляторные условия, начнется реальное современное освоение таймырских месторождений, которое может дать гигантские прибыли нашей стране, — пояснил он.

Стратегическое значение

Эксперты уверены, что реализация «Восток Ойл» окажет влияние на всю российскую экономику.

— По оценкам независимых экспертов (компании KPMG), мультипликативный эффект от инвестиций превысит 30 трлн рублей до 2038 года, дав импульс для развития смежных отраслей экономики, таких как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, дорожное строительство, судостроение, — подчеркнул старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.

Стратегическое значение проекта велико, особенно в долгосрочной перспективе. Химические свойства российской северной нефти оцениваются выше, чем эталонной марки Brent. Транспортировка по Севморпути откроет выход на крупные рынки Европы и Азии.

Директор ИМЭМО РАН Федор Войтоловский отметил, что российские власти понимают важность «Восток Ойл». По его словам, проект — ресурс глобальной конкурентоспособности страны на будущее.

— Естественно, есть всегда скептики, которые говорят о текущей цене и о возможном прогнозе цены на нефть. Но очень важно, вырабатывая государственную политику по развитию северных месторождений, по формированию инфраструктуры, учитывать, что это не вопрос сегодняшнего дня. Это вопрос стратегический. И те же американцы прекрасно понимают, что на долгосрочную перспективу именно северные месторождения станут одним из ресурсов конкурентоспособности России как мирового производителя нефти и газа, — заключил он.

iz.ru

 

Прогноз биржевых цен на 13 февраля 2020

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Bloomberg: рекордный импорт золота Индией может оказаться фейком
В ноябре Индия импортировала золота на рекордные $14,8 млрд (+330% г/г).
Евросоюз нарастил закупки нефти у России до максимума с февраля
Евросоюз приобрел у России нефти на 687,5 миллиона евро