Цены на нефтепродукты продолжили снижение
Основной тенденцией минувшей недели на российском рынке стало снижение цен; однако, несмотря на отсутствие очевидных факторов для повышения рыночных цен, явно прослеживалось желание ряда продавцов получить максимально возможную прибыль. В качестве возможных причин назывались увеличение спроса, связанное с подготовкой к сезону посевных работ, а также некоторое улучшение экспортной конъюнктуры. Подтверждением этому стало увеличение цен у некоторых продавцов на ряд нефтепродуктов. Так, например, Уфимская гр. НПЗ цены повысила на весь спектр нефтепродуктов, ТАИФ НК — на А-76/80, А-92/93 и дизтопливо летнее, СалаватНОС — на А-76/80 и топочный мазут, а трейдеры с Московского НПЗ и Комсомольский НПЗ увеличили стоимость дизельного топлива летнего. Остальные производители, а именно НК «Роснефть», повысила стоимость низкооктановой марки на Самарской гр. НПЗ, Ачинском НПЗ и Ангарской НХК.
Однако твердое заявление правительства о желании зафиксировать цены для нужд сельхозпроизводителей и активная работа ФАС по претворению этих целей в жизнь, заставило продавцов умерить свои аппетиты. Этот фактор явно прослеживается в движении цен ближе к концу недели.
Практически все компании снизили свои отпускные цены причем наибольшее снижение коснулось А-76/80 (-4.0%) до 14 811 руб./т и А-92/93 на (-4.0%) до 15 220 руб./т., сообщает портал «Аи92». По высокооктановым маркам снижение цен было менее заметным: Аи-95/96 на (-1.7%) до 17 697 руб./т, Аи-98 на (-1.8%) до 23 396 руб./т. Дизельное топливо, в особенности зимнее снизилось значительно (- 3.7%) до 16 928 руб./т, т.к. спрос на него по окончании зимнего сезона падает. Что касается цен на летнее дизтопливо, то, несмотря на давление со стороны правительства, снижение цен было менее заметным (-1.6%) до 14 072 руб./т, поскольку спрос на него растет как внутреннем, так и на внешних рынках.
В отличие от ситуации, происходившей в целом по стране и описанной выше, московский регион, в частности, Володарская ЛПДС продемонстрировала рост цен практически на все нефтепродукты за исключением А-76/80 и Аи-95/96. По словам трейдеров основной причиной повышения цен стал недостаток объемов на Володарской ЛПДС, т.к. прокачка по окончании праздников практически не возобновлялась. Кроме того, трейдеры из соседних регионов, где основным поставщиком является ТНК-ВР, сообщили, что купить нефтепродукт, производства Рязанской НПК возможно только со сбытовых предприятий компании, но даже в этом случае при 100% предоплате поставка дизельного топлива может осуществляться с задержкой.
В результате, трейдеры из соседних регионов стали направлять свои заявки в московский регион, что еще больше повысило спрос и, следовательно, цены на рынке. К 12 марта стоимость дизельного топлива летнего у трейдеров на Московском НПЗ выросла, а предложений на Володарской ЛПДС не было и стоимость его к 13 марта выросла на (+6.4%) до 15 035. Рост цен на летнее дизтопливо обусловил небольшое увеличение цен на зимние сорта в среднем по ВЛПДС (+0.8%) до 15 350 руб./т. Кроме того, к середине недели на ВЛПДС была приостановлена прокачка А-92/93 (о чем указывалось выше), в результате чего его стоимость за неделю выросла на (+2.1%) до 15 665 руб./т. Умеренный интерес к А-76/80 и Аи-95/96 обусловил сохранение цен на эти нефтепродукты на прежнем уровне.
На внутреннем рынке нефтепродуктов с 7 по 11 марта было отмечено умеренное снижение цен на топливо. При этом наибольшее падение цен произошло по зимнему дизельному топливу – на 1,2%. Средний уровень цен на бензин АИ-92 по итогам периода понизился на 0,9%, АИ-80 – на 0,6%, летнее дизельное топливо и топочный мазут – на 0,5%, АИ-95 – на 0,3%.
Средняя стоимость авиационного керосина в течение отчетного периода не изменилась, сохранившись на прежнем уровне.
Можно отметить, что в целом в течение периода с 7 по 11 марта на внутреннем рынке нефтепродуктов сохранилось относительно стабильное положение.
При этом корректировка цен в сторону понижения была отмечена в основном по высокооктановым маркам бензина и зимнему дизельному топливу.
Слабая активность на рынке, связанная как с праздничными днями, так и с низким спросом на топливо со стороны конечных потребителей в виду невысокой платежеспособности, оказала понижательное давление на динамику цен на нефтепродукты.
При этом отрицательная эффективность экспорта из-за повышения пошлин с 1 марта привела к увеличению предложения нефтепродуктов на региональных рынках по все более и более привлекательным ценам, что также отразилось на среднем уровне цен на топливо.
В целом с начала марта средняя стоимость низкооктанового бензина АИ-80 уменьшилась на 4,2%, АИ-92 – на 6,2%, АИ-95 – на 3,6%, летнего дизельного топлива – на 4,7%, зимнего дизельного топлива – на 7,4%, авиационного керосина – на 3,4%, топочного мазута – на 6,7%.
С начала 2009 г. в целом средние оптовые цены на бензин АИ-80 повысились на 43,9% (+4458 руб./т), АИ-92 – на 48,3% (+4931 руб./т), АИ-95 – на 13,6% (+2099 руб./т), летнее дизельное топливо – на 31,8% (+3327 руб./т), зимнее дизельное топливо – на 19,2% (+2759 руб./т), топочный мазут – на 95,9% (+2504 руб./т). При этом средний уровень цен на авиационный керосин с начала текущего года понизился на 2,2% (-366 руб./т).
В течение ближайшей недели на внутреннем рынке нефтепродуктов наиболее вероятным выглядит сохранение прежнего положения дел.
Стабилизация стоимости нефтепродуктов вблизи текущих значений может произойти в связи с тем, что большая часть компаний-участников региональных рынков установила цены на ближайший период времени и заняла несколько выжидательную позицию, проводя оценку текущей ситуации с ценами и балансом спроса и предложения топлива.
Традиционному повышению цен на нефтепродукты в период сезонного увеличения потребления топлива также может помешать слабая активность на региональных рынках со стороны конечных потребителей, усиленное внимание к динамике топливного рынка, как со стороны главы Правительства в целом, так и со стороны правительственных органов, прежде всего, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в частности.
Таким образом, в течение ближайшего периода времени, на внутреннем рынке нефтепродуктов, скорее всего, сохранится относительно стабильная ситуация в динамике цен на топливо.
Трейдеры не исключают, что на следующей неделе могут вновь обозначиться отдельные попытки повышения цен на наиболее востребованные нефтепродукты. Они также предполагают, что возможным обоснованием цен, в частности, по дизельному топливу летнему может стать тезис об увеличении поставок на экспорт. Таким образом, не исключены новые попытки подогрева рынка.
Индекс цен на дизельное топливо (зимнее)
17 марта индекс цен на дизельное топливо зимнее с базисом Сокур сократился на 10 руб./т. и достиг отметки 15 860 руб./т.
Индекс цен с базисом Челябинск упал на 30 руб./т. до уровня 15 140 руб./т.
Индекс цен с базисом Кириши снизился на 30 руб./т. до отметки 16 890 руб./т.
Индекс цен с базисом Володарская ЛДПС (Москва) сократился на 40 руб./т. и достиг отметки 16 110 руб./т.
Индекс цен на бензин Аи-92
17 марта индекс цен на бензин Аи-92 с базисом Сокур снизился на 100 руб./т. и достиг отметки 15 120 руб./т.
Индекс цен с базисом Челябинск упал на 150 руб./т. до уровня 14 330 руб./т.
Индекс цен с базисом Кириши понизился на 40 руб./т. до отметки 15 880 руб./т.
Индекс цен с базисом Володарская ЛДПС (Москва) сократился на 80 руб./т. и достиг отметки 15 010 руб./т.