«Русснефть» обрастает долгами
«Русснефть», для которой Олег Дерипаска подыскивает нового хозяина, обрастает долгами. Теперь она должна Сбербанку еще 2,8 миллиарда долларов, которые предприниматель занимал в 2007 году на ее же покупку, пишет в понедельник «Ведомости».
Недавно «Базовый элемент» и Сбербанк переоформили кредит на 2,8 миллиарда долларов, который в 2007 году был выдан «Русским машинам», теперь заемщик — «Русснефть», Эти 2,8 миллиарда долларов владелец «Базэла» заплатил в 2007 году за «Русснефть» ее бывшему владельцу, ныне эмигранту Михаилу Гуцериеву (общая сумма сделки составила 3-3,5 миллиарда долларов,). Залогом по кредиту были акции ГАЗа. Также у Сбербанка в залоге 100% акций нефтяной компании. Пока залог остается прежним.
Формально Дерипаска даже не владеет «Русснефтью»: с 2007 года он не может закрыть сделку из-за отсутствия санкции Федеральной антимонопольной службы. Но предприниматель уже заплатил за компанию, ему нужно вывести ГАЗ из-под залога и он подыскивает «Русснефти» нового хозяина. На продаже настаивает и сам госбанк: структуры Дерипаски должны ему около 5 миллиардов долларов. Дерипаска все активы не спасет, от чего-то придется отказаться. То же самое говорит и высокопоставленный чиновник. «Русснефть», по его мнению, могла бы купить какая-нибудь госкомпания, к примеру «Газпром нефть».
Сбербанк тоже предпочел бы «Газпром нефть», но менеджмент компании пока не готов на такую сделку. С одной стороны, денег на покупку тратить не нужно — только взять на себя все долги «Русснефти», которые Сбербанк готов тогда реструктурировать, и предоставить новый залог (вместо акций ГАЗа, который, в частности, сам уже на грани дефолта). С другой — «Газпром нефть» планировала экспансию за рубеж и новые проекты со статусными партнерами.
Против сделки выступает и Glencore (на деньги которой создавалась компания). Сейчас трейдер получает почти 100% экспортной нефти «Русснефти». Кроме того, Glencore договорилась с Дерипаской, что получит блокпакет «Русснефти» в обмен на неконтрольные пакеты в нескольких «дочках» компании (40-49%). Точный список этих «дочек» Glencore не раскрывает. Но если судить по косвенным признакам, речь идет по меньшей мере о 13 предприятиях с суммарной добычей около 7 миллионов тонн нефти в 2008 году (в некоторых, по данным ЕГРЮЛ, акции есть у связанной с Glencore кипрской «Селизия трейтинг лтд.», в остальных представители московского офиса Glencore входят в советы директоров и ревизионные комиссии).