Как в Болгарии «Турецкий поток» остановили
Продолжение «Турецкого потока» в Болгарии в этом году не построят. Работы еще не начинались, а по выбору подрядчика идут судебные разбирательства. Следующее заседание Высшего административного суда Болгарии назначено на октябрь и тяжба может растянуться на месяцы и даже годы, сказал агентству Global Platts представитель суда. С учетом предложенных обоими потенциальными подрядчиками сроков строительства в 615 дней газопровод до границы с Сербией может быть построен не раньше 2021 года.
Такая ситуация грозит тем, что в следующем году по европейской нитке черноморского газопровода не смогут подать запланированные 4 млрд кубометров газа в Сербию, а в 2021 году под сомнением оказывается вывод болгарского продолжения на полную мощность — 12 млрд кубометров для Сербии, Венгрии, Австрии, Хорватии, Боснии и Герцеговины. Эти объемы придется подавать через Украину, от транзита через которую «Газпром» хотел отказаться в следующем году. EADaily изучило, как такое могло случиться со стратегически важным для России проектом.
Болгарский вариант «Турецкого потока»
Чтобы не повторить судьбу «Южного потока», «Газпром» согласился на болгарский вариант продолжения европейской нитки «Турецкого потока», который соответствует европейскому законодательству. Заказчиком строительства, оператором и собственником газопровода протяженностью 474 километра и двух газокомпрессорных станций между Турцией и Сербией выступает оператор болгарской газотранспортной системы «Булгартрансгаз». В этом случае не нарушается правило Третьего энергопакета о том, что поставщик газа и собственник газопровода должны быть разделены.
В январе этого года оператор болгарской ГТС завершил аукцион на бронирование мощностей будущего газопровода, маршрут которого идентичен «Южному потоку». На 20 лет вперед мощности зарезервировали «Газпром» и французская Met. Особенностью бронирования было авансирование, благодаря которому «Булгартрансгаз» получал средства на оплату строительства газопровода. Его стоимость болгарская сторона оценила в сумму около 1,2 млрд евро и объявила тендер на 1-ю очередь расширения ГТС до болгарско-сербской границы (строительство газопровода) еще 21 декабря 2018 года. А в середине марта сообщила об участниках конкурса. Среди них — саудовский консорциум «Аркад» и «Газовое развитие и расширение в Болгарии» (GDEB). В составе последнего консорциума оказалась люксембургская Completions Development S.a.r.l. Она связана с трубной металлургической компанией Дмитрия Пумпянского.
Кто дешевле, тот и строит
Еще до объявления участников тендера, 26 февраля, РБК писало со ссылкой на свой источник о том, что болгарский генподряд стоимостью 1,4 млрд евро должна получить ТМК, так как «Газпрому» необходимо спешить и успеть завершить продолжение «Турецкого потока» через Болгарию в срок. «Формально тендер еще не завершен, но проект нужно реализовать в ускоренном темпе, тем более что в Сербии работы уже в разгаре», — пояснял РБК один из источников.
Однако все сложилось не так, как прогнозировали источники РБК. 3 апреля «Булгартрансгаз» объявил о том, что консорциум «Аркад» предложил самую низкую цену, 1,29 млрд евро при сроках в 250 дней и 1,1 млрд евро при сроках в 615 дней. Это позволило саудовскому конкурсанту получить по ценовому предложению на 28 очков больше, чем GDEB, и за счет этого стать победителем в общем зачете. «Газовое развитие и расширение в Болгарии» обещало уложиться за 2,4 млрд евро в 250 дней, а за 1,6 млрд евро — в 615 дней.
Как переигровка в тяжбу превратилась
28 мая, через полтора месяца после объявления результатов тендера, управляющий директор «Булгартрансгаза» Владимир Малинов собрал пресс-конференцию и объявил о том, что «Аркад» не подал во время документы и подрядчиком становится GDEB. Итальянско-немецко-люксембургский консорциум согласился снизить стоимость строительства газопровода до сербской границы на 31,5% и за 1,1 млрд евро готов был построить газопровод максимум за 615 дней.
Саудовский консорциум «Аркад» с решением «Булгартрансгаза» не согласился и подал жалобу в Комиссию по защите конкуренции, которую антимонопольный регулятор удовлетворил, дав старт судебным разбирательствам в Высшем административном суде. В документах Комиссии по защите конкуренции подробно рассказывается, как «Булгартрансгаз» хотел исправить ситуацию, но регулятор не дал.
По условиям конкурсной документации, к 17 апреля никто не оспорил победу «Аркад» и решение о его победе вступило в силу. Через две недели же, 2 мая, консорциум должен был представить всю необходимую документацию для подписания контракта. Обо всем этом болгарский оператор оповещал «Аркад». Как и о том, что крайний срок подписания контракта, предусмотренный законом о госзакупках, — 16 мая. Саудовский консорциум, в свою очередь, оповещал «Булгартрансгаз» о сборе документов и о том, что в срок их собрать не получится. В результате заказчик установил еще одну дату — 22 мая, но «Аркад» снова сообщил о невозможности уложиться в сроки и настаивал на отсрочке до конца мая. В этот раз «Булгартрансгаз» не согласился и посчитал, что неподачей документов «Аркад» отказывается от подписания контракта.
Комиссия по защите конкуренции посчитала решение «Булгартрансгаза» неправомерным, так как закон предусматривает, что заказчик и подрядчик должны договариваться между собой о сроках подписания контракта, а сроки отсрочки, которые предложил «Аркад», по мнению комиссии, можно считать разумными. Апеллирование оператора болгарской ГТС к тому, что сроки строительства газопровода ограничены и в случае задержки он будет нарушать контракт бронирования и потеряет финансовый доход от транзита газа, госорган не принял во внимание. Как и то, что 29 мая «Аркад» смог получить только предварительную гарантию банка Al Jazeera Bank на 34 млн евро, а всего к установленным срокам, как говорилось в решении «Булгартрансгаза» о смене подрядчика, представил лишь 6 документов из 17, среди которых не было, например, сертификатов-подтверждений ранее выполненных проектов. «Отсутствие намерения консорциума заключить контракт также подтверждается конкретными действиями, а именно: предложениями об изменениях в проекте контракта и запросом разъяснений, которые противоречат проекту контракта», — говорилось в решении оператора болгарской ГТС.
В комиссии игнорировали этот факт, но посчитали, что победитель конкурса столкнулся с объективными трудностями, хотя все правила конкурса изначально были опубликованы в тендерной документации. Более того… Предложение о скидке от GDEB является неправомерным, так как этот участник уже знал о ценовых предложениях других конкурсантов и сделал его вне сроков проведения конкурса, что недопустимо, говорится в определении болгарского антимонопольного регулятора. На таких основаниях Комиссия по защите конкуренции отменила решение о смене подрядчика, дав возможность сторонам оспорить вердикт в Высшем административном суде Болгарии. Но там начались каникулы, и, как сообщало агентство Global Platts со ссылкой на пресс-секретаря суда, ближайшее заседание состоится лишь в октябре, когда строительство продолжения «Турецкого потока» в Болгарии должно было бы, по идее, находиться уже в финальной стадии.
Темная лошадка из аравийских песков
Представлять консорциум GDEB специалистам не надо. Кроме Completions Development S.a.r.l., аффилированной с ТМК, «Газовое развитие и расширение в Болгарии» состоит из итальянской компании Bonatti S.P.A. и немецкой Max Streicher S.P.A. Они являются крупными и известными игроками в инжиниринге и строительстве нефтегазопроводов. Bonatti, например, участвовала в освоении гигантского египетского морского месторождения «Зохр» в Средиземном море и строительстве газопровода Nel, который является сухопутным продолжением «Северного потока». Сейчас итальянцы заняты на Трансадриатическом газопроводе и сухопутном продолжении «Северного потока-2» в Германии, Eugal. Компания Max Streicher, в свою очередь, строила газопроводы во Франции, Германии, Австрии и Италии, а сейчас участвует в проекте интерконнектора между Грецией и Болгарией.
На фоне GDEB консорциум «Аркад» выглядит темной лошадкой. До 2017 года саудовская Arkad называлась Saudi KAD и была неизвестна, пока в 2016 году не выиграла тендер Saudi Aramco по проекту второго этапа расширения газотранспортной системы Саудовской Аравии. По данным MEED, стоимость строительства четырех газопроводов общей протяженностью 838 километров составила около $ 1 млрд и Arkad обошла западных конкурентов тем, что обещала все закупки осуществить внутри страны. Ожидалось, что проект должен завершиться в 2018 году, однако ни Saudi Aramco, ни Arkad об этом не сообщали. Именно строительство четырех газопроводов в Саудовской Аравии конкурсант и представил на тендере в качестве своего портфолио, но не смог подтвердить их качественное завершение сертификатами.
Сотрудник Arkad Деннис Бенедикто размещает в YouTube любительские видеоролики о компании. На одном из них видно, что компания действительно существует и ведет строительство газопроводов, хотя и не на том уровне, к какому привык «Газпром» на проектах «Северный поток» и «Турецкий поток». В видероликах можно увидеть большое количество трубоукладочной техники. При этом сварка, судя по роликам, ведется ручным способом. Сама Arkad сообщает, что в компании работает 8,5 тыс. человек. Судя по видео, в основном из Азии.
Иллюстрация: facebook.com.
В социальных сетях есть немало комментариев сотрудников компании, которые не получали зарплату от двух до пяти месяцев. Это подтверждается информацией самой Arkad на странице Facebook: там сообщается, например, что задолженность за декабрь 2018 года будет выплачена в марте. Это заявление появилось после масштабных протестов строителей у штаб-квартиры компании в Эль-Хубаре. При этом протесты работников родительской компании Azmeel привели к тому, что полицейским пришлось стрелять на поражение. Двое погибли.
Скриншот видеоролика протестов работников Azmeel в Twitter.
Еще одним участником саудовского консорциума выступает компания Arkad ABB. Это — совместное предприятие со шведско-швейцарской корпорацией ABB, но, по сути, как писали в деловой прессе, саудовцы просто выкупили инжиниринговое подразделение ABB и перевезли его в Италию. Эта компания в этом году выиграла тендер на строительство турбокомпрессора для компрессорной станции «Бен Саиф» в Алжире в рамках расширения газопровода Алжир — Испания, которым управляет испанская Medgaz. Как сообщило издание MEED, Arkad ABB предложила самую низкую цену в $ 47 млн за проект, который оценивался в $ 75 млн, и таким образом обошла европейских конкурентов.
Судя по информации «Булгартрансгаза», переговоры от имени «Аркад» вел Фарес Хатиб. На корпоративном сайте Arkad ABB говорится, что 10 мая 2019 года его назначили исполнительным директором компании. До этого канадский гражданин палестинского происхождения проработал 10 лет в группе Drake and Skulls International (DSI). Там он входил в менеджмент компании и возглавлял направление нефти, газа и водоснабжения. Уход Фареса Хатиба совпал со скандалом, который привел к смене всего менеджмента DSI, и расследованием финансовой деятельности компании властями ОАЭ, где размещается ее штаб-квартира. По результатам 2018 года DSI неожиданно объявила об убытках в $ 1,22 млрд. Тогда и выяснилось, что еще с 2009 года менеджмент скрывал реальное финансовое положение, рисуя нужные ему отчеты, которые подтверждали аудиторы с хорошей репутацией. Так, проводя экспансию, компания демпинговала на тендерах и ее маржа в 2014 году, например, как сообщает Zawya, составила чуть больше 2%. В результате DSI не хватало средств даже на выполнение уже выигранных проектов и, к примеру, крупнейший застройщик в ОАЭ Nakheel расторг два контракта. Источники издания заметили, что менеджменту не хватало квалификации.
В конкурсной документации консорциум «Аркад» указал, что для строительства газопровода будет использовать продукцию Челябинского трубопрокатного завода. На самом предприятии, однако, отказались комментировать, были ли у них договоренности с «Аркад» и обращались ли его представители на предприятие вообще. Для строительства газопровода длиной 474 километра необходимо более 300 тыс. тонн труб, а это очень крупный заказ, который невозможно выполнить в сжатые сроки и без предварительных согласований.
Формальность — новая тактика противостояния российским проектам?
Версий, почему проект продолжения «Турецкого потока» оказался в той ситуации, в которой оказался, может быть несколько. Например, непродуманность тендера, который позволил череде случайностей и формализма сорвать все планы. Так, консорциум «Аркад» со спорной репутацией компании действительно мог попытать удачу и, демпингнув, выиграл тендер.
С другой стороны, есть немало признаков того, что болгарский проект стал жертвой новой тактики противников российских энергетических проектов в Европе — их затягивание через бюрократические и судебные процедуры. История с «Северным потоком-2», газопроводом Opal — лишнее тому подтверждение.
Под вердиктом Комиссии по защите конкуренции об отмене решения «Булгартрансгаза» о смене подрядчика стоит подпись председателя Юлии Ненковой. Она довольно неоднозначная фигура. Считается одним из самых доверенных лиц правящей прозападной партии GERB. До поста председателя антимонопольного регулятора работала заместителем мэра муниципалитета Софии и юридическим советником мэров Софии. Как сообщает болгарское 5G Media, супругом главы антимонопольного регулятора является бывший судья Конституционного суда Румен Ненков. А сыном — депутат болгарского парламента от партии GERB Александр Ненков. Вместе с главой парламентской фракции партии Цветаном Цветановым он угодил в скандал в этом году. В свое время они были инициаторами увеличения срока действия разрешений на строительство с 5 лет до 10 лет. А в этом году болгарские СМИ выяснили, что оба депутата живут в квартирах, которые им по удивительно льготной цене продал крупный застройщик Artex, владеющий долгостроями.
Как сообщает болгарское издание «Труд», в августе этого года Юлия Ненкова отказала организациям работодателей CRISB, BIA, AISB и BCCI расследовать злоупотребления компаний централизованного теплоснабжения, угольных электростанций и энергетических трейдеров. Их обвинили в картельном сговоре по тарифам, так как они все подконтрольны болгарскому олигарху Христо Ковачки. Комиссия по защите конкуренции же заявила, что компании официально принадлежат разным собственникам, а не только Христо Ковачки, поэтому проверка проводиться не будет. В Ассоциации организаций работодателей Болгарии (AORB) заявили тогда, что бездеятельность антимонопольного регулятора можно объяснить или нежеланием вмешиваться, или соучастием в крупномасштабном преступлении на рынке электроэнергетики. По мнению AORB, закон о борьбе с отмыванием денег и европейское законодательство позволяют сегодня выяснить реального владельца предприятий, однако регулятор даже не пытается это сделать.
Эта история интересна тем, что Христо Ковачки контролирует АО «Атомэнергоремонт», которое в феврале этого года на две недели задержало проведение тендера «Булгартрансгаза». Акционерное общество пожаловалось в Комиссию по защите конкуренции на то, что оператор болгарской ГТС дал ненадлежащие разъяснения о проведении конкурса. При этом у «Атомэнергоремонта» не было никаких шансов победить в конкурсе — ни по опыту, ни по техническим или финансовым возможностям оно не способно выполнить проект строительства продолжения «Турецкого потока» в Болгарии. Что и подтвердилось тем, что акционерное общество даже не подавало заявку.
Румынское издание Revista patronetilor считает, что проект продолжения «Турецкого потока» пострадал как от олигархов, связанных с политической элитой Болгарии, так и из-за интересов конкретных людей, которые знакомы с тендерными процедурами «Булгартрансгаза» и имеют влияние на принятие решений в компании.
Тендерные разбирательства по продолжению «Турецкого потока» совпали с активным продвижением американцами идеи поставок СПГ на Балканы и строительством коннектора мощностью 3 млрд кубометров в год из Греции в Болгарию. Этот проект пытались осуществить еще с 2015 года, а завершить собираются уже в следующем году. В мае и августе же Болгария даже получила два груза СПГ из США в объеме 140 млн кубометров через греческий терминал Revythousa. Импортером оказались государственный «Булгаргаз» и компания Energiko, которая принадлежит бывшему исполнительному директору «Булгартрансгаза» Ивану Дреновички.
Как пишет Revista patronetilor, в порту Бургаса занимают складские помещения и мешают портовым рабочим тысячи тонн труб, а в ожидании находятся тысячи болгарских строителей, которых зарезервировал под продолжение «Турецкого потока» итальянско-немецко-люксембургский консорциум GDEB. Блицкрига, однако, не получилось.
Ежедневный прогноз ценовых колебаний на 13 сентября 2019