Проведение IPO компанией Aramco может обернуться катастрофой для нефтяного рынка
Саудовская Аравия снова обсуждает возможность продажи общественности небольшой доли национальной нефтяной компании Aramco. На объявление не обратили внимание только те, кто уже владеет акциями нефтяной компании. Из-за отсутствия громких обсуждений можно сказать, что большинство аналитиков считают, что проведение IPO компанией Aramco не будет значимым событием.
Тем, кто верит в данный прогноз, стоит хорошенько подумать. Продажа акций компании может снизить стоимость капитала компании до десяти процентов. Нефтяные компании с публично торгуемыми акциями могут быть вынуждены оперативно сократить программы разведки и добычи нефти, чтобы успеть выкупить акции, компенсировать эффект от продажи доли Aramco и поддержать цены на собственные бумаги. Добыча нефти странами, не входящими в ОПЕК может начать снижаться, что приведет к увеличению производства Саудовской Аравии, росту доходов Саудовской Аравии и, возможно, более высоким ценам на нефть.
Продажа акций Aramco может стать большим событием – и большой катастрофой для нефтяного рынка, а также для тех, кто владеет акциями нефтяной компании.
Причины следующие:
Нефтяной сектор стал неинтересен для многих инвесторов. Его непопулярность можно сравнить только с табачной промышленностью двадцать лет назад. Неправительственные организации, такие как Climate Tracker, подтолкнули крупных инвесторов к продаже акций нефтяных, газовых и угольных компаний. Крупные пенсионные фонды, фонды национального благосостояния и фонды поддержки колледжей ответили на такое давление продажей акций во многих фирмах. Такого рода распродажи способствовали снижению цен на энергетические акции по отношению к основным индексам. Например, индекс S&P Energy не изменился в 2019 году, в то время как S & P 500 вырос на семнадцать процентов.
Отказ от энергетических акций привел к снижению рыночной капитализации крупнейших публичных нефтяных компаний мира. Совокупная рыночная капитализация этих компаний (BP, Chevron, ENI, Equinor, ExxonMobil, Shell, Petrobras, и Total) составляет 1,3 трлн долларов. (Компания Microsoft стоит почти столько же.) Общая стоимость компаний возрастет до 1,6 трлн долларов, если добавить производителей нефти, которые являются частью индекса S&P Energy. Это относительно скромная сумма.
Непопулярность нефтяного сектора среди инвесторов означает, что эти компании должны конкурировать с Aramco за инвестиционную сумму, вносимую ограниченным числом участников. На сегодняшний день, похоже, нет достойных предложений, чтобы инвесторы вкладывались в нефтяную промышленность. Это означает, что проведение IPO компанией Aramco, приведет к снижению совокупной рыночной стоимости других фирм, поскольку их акции продаются чтобы финансировать закупки акций Aramco. (Хотя отсутствие какой-либо возможности предложения новых средств может показаться экстремальным, данные свидетельствуют о том, что деньги уже более года утекают из энергетического сектора. Трудно понять, почему менеджеры фондов будут перераспределять средства обратно в сектор энергетики, чтобы купить акции Aramco.)
Если инвесторы действительно продают акции других энергетических компаний, таких как ExxonMobil, следует ожидать, что менеджеры этих фирм предпримут шаги, чтобы компенсировать снижение цен. Сегодня у них есть только два варианта: выкупить акции или повысить дивиденды.
Выбор любого из этих вариантов вынудит нефтяные компании отказаться от инвестиций в новые или существующие проекты по разведке и добыче. Предположим, что проведение IPO компанией Aramco привлечет 75 млрд долларов, все из которых поступают от продажи акций других восьми крупнейших нефтяных компаний. Эти продажи вызвали бы в среднем шестипроцентное снижение цен на акции вышеперечисленных фирм. Сокращение на 75 миллиардов долларов также будет равно шестидесяти процентам объявленных капитальных затрат.
Вряд ли стоит сомневаться, что некоторые и, возможно, все эти компании увеличат выкуп акций, если IPO состоится. Опять же, это потребует отвлечения капитала от разведки и добычи нефти или создания большего объема долга. Во многих случаях они позволят существенно сократить капитальные затраты.
Сокращение затрат снизит их последующую добычу нефти и газа. По сути, проведение IPO компанией Aramco замедлит или обратит вспять рост добычи нефти в странах, не входящих в ОПЕК, особенно в Соединенных Штатах.
Последствия могут быть особенно серьезными для Shell и BP, если акции Aramco будут котироваться на Лондонской фондовой бирже. Эти две фирмы должны были бы быстро среагировать, если бы инвесторы стремились поддерживать сбалансированные торговые портфели.
Те, кто инвестирует в нефтяные акции, должны знать о проведении IPO компанией Aramco и о ценообразовании на акции других нефтяных компаний. Некоторые рассматривают нефтяную промышленность как коллегиальную группу компаний, все из которых заняты получением прибыли, продавая больше нефти. IPO Aramco проверит эту теорию.
«Транснефть» хочет управлять всеми пунктами сдачи и приема нефти в России