Росстат обнаружил в России бум добычи неизвестных полезных ископаемых
Очередная публикация Росстатом статистики по промышленности, похоже, снова обернется скандалом. Вслед за чудесами в июне, когда промышленность ускорилась втрое, а в итоговой цифре экономисты увидели нарушение базовых законов умножения чисел, июльские данные принесли новые «темные пятна».
Как сообщил Росстат в четверг, по итогам минувшего месяца промышленность прибавила 2,8%. Рост в обрабатывающих отраслях замедлился 3,4% до 2,8%, а в добыче полезных ископаемых — наоборот ускорился, с 2,3% до 3%.
При этом добыча нефти сократилась на 0,7%, добыча угля — рухнула на 3,3%, а добыча газа выросла на мизерные 0,3%.
В сумме на эти три отрасли приходится 80% добывающей промышленности страны. Это означает, что в добыче каких-других полезных ископаемых в июле произошел настоящий бум: чтобы вытянуть общую цифру на 3% роста, объемы в этом неизвестном секторе должны были подскочить больше чем на 15%. «Если верить Росстату, то российская экономика переключилась с добычи углеводородов на какие-то новые виды сырья, — констатирует директор по инвестициям «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов. — Где у нас такой бум, непонятно».
Данные действительно выглядят «очень странно», соглашается экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин: либо произошел некий резкий скачок в добыче металлических руд (это единственный крупный сектор, не попадающий в месячные данные по отраслям), либо снова возникают вопросы к самим данным.
Статистика по несырьевому сектору оказалась «неприятным сюпризом», продолжает Долгин: рост выпуска замедлился даже несмотря на то, что в июле рабочих дней было на один больше, чем в июне, а федеральный бюджет после полугода накопления резервов резко увеличил вливания в экономику — расходы подскочили на 17% год к году, что, по идее, через механизм госзаказов должно было простимулировать реальный сектор.
Верить Росстату с каждым разом становится все сложнее, говорит Тремасов: «чудеса» в статистике стали появляться практически в ежемесячном режиме.
Предыдущий пакет данных — за июнь — оказались и вовсе скандальным: по грубым оценкам,рост индекса промышленного производства был завышен на 0,5 процентного пункта, напоминает Тремасов.
Росстат сообщил, что добыча полезных ископаемых в июне выросла на 2,8%, обработка — на 3,4%, производство электроэнергии и тепла — 1,5%, водоснабжение — на 2,1%.
При этом общий рост промышленности был оценен в 3,3%, что не согласуется с весом каждой из четырех отраслей в экономике, обратили внимание экономисты ЦМАКП.
В индексе промпроизводства 52,5% — это обрабатывающая промышленность, 34% — добывающая, 13,5% — производство электроэнергии и водоснабжение. И если перемножить отдельные по отраслям на их коэффициенты, то рост составит 2,8%, а не 3,3%.
Росстат в ответ на критику пообещал провести публичное заседание научно-методического совета, чтобы разъяснить, как считается индекс промпроизводства и как итоговая цифра зависит от отдельных компонент.
Заседание было анонсировано 18 июля. Дату обещали объявить «позднее». С тех пор ни о проведении заседания, ни о его сроках Росстат больше ничего не сообщал.
Ежедневный прогноз ценовых колебаний на 16 августа 2019