Перешли к прямому диалогу: «Роснефть» начала прямые продажи топлива немецким потребителям
Российская компания «Роснефть» укрепляет свои позиции на топливном рынке Германии — с 2019 года ее «дочка» Rosneft Deutschland, ранее взаимодействовавшая с клиентами через посредника, BP, перешла на прямые продажи. В компании уже говорят о дальнейших планах по развитию, а эксперты не исключают, что это может придать новый импульс рынку, на котором в течение долгих лет господствовало ограниченное количество крупных международных игроков.
Шаг вперед
Сам по себе немецкий рынок для отечественного нефтегазового гиганта не новый. Россия является одним из важнейших поставщиков нефти для Германии, с большим отрывом опережая на этом рынке ближайших конкурентов — Норвегию, Ливию и Казахстан, отмечает немецкое издание Handelsblatt. При этом «Роснефть» является одновременно одним из крупнейших оптовых поставщиков и третьим по величине нефтепереработчиком в стране. На германский рынок нефтепродуктов компания пришла еще в 2011 году в рамках совместного предприятия с BP.
«Это был важный шаг для «Роснефти» по развитию бизнеса вне России», — пояснил журналистам Handelsblatt Брайан Честерман, руководитель Rosneft Deutschland.
Сегодня в Германии «Роснефть» владеет долями сразу нескольких крупных предприятий. Ей принадлежат 54% бумаг НПЗ PCK в бранденбургском городе Шведт, 25% акций нефтеперерабатывающего завода Bayernoil в Фобурге, а также 24% бумаг НПЗ MiRO в Карлсруэ. При этом заводы производят самый широкий спектр нефтепродуктов, включая бензин, дизель, авиакеросин, нефтехимию и битум.
Однако с 2011 года немецкая «дочка» российского нефтегазового гиганта реализовывала свои продукты на германском рынке через посредника, в роли которого выступал концерн BP (ему принадлежат 19,75% акций «головной» российской компании, еще 50% бумаг «Роснефти» находятся в собственности государства).
Это сотрудничество в компании называют успешным. Однако, как рассказал немецким журналистам Брайан Честерман, еще несколько лет назад, в 2015-м, в Rosneft Deutschland задумались о том, чтобы самостоятельно заняться продажами.
«Это мы и осуществили в начале года — как было запланировано. Это был логичный шаг. Мы также видим в этом подтверждение важности немецкого рынка для компании», — отметил в разговоре с Handelsblatt руководитель немецкой «дочки» компании «Роснефть».
По его словам, клиенты были рады появлению на рынке еще одного игрока. Не меньший интерес это событие вызвало и у экспертов германского топливного рынка — тем более учитывая, что он долгое время оставался поделенным между несколькими международными гигантами, — Shell, BP и Total, — и не отличался динамизмом. Теперь же на рынке появилась новая сила: немецкое издание напоминает, что «материнская компания» в России считается одним из ведущих нефтегазовых концернов мира; «Роснефть» лидирует среди публичных компаний по объемам запасов и добычи жидких углеродов, а ее штат насчитывает около 300 тыс. сотрудников
Расширение границ
При этом эксперты, опрошенные изданием Handelsblatt, полагают, что, несмотря на возможности «Роснефти», речь идет не о «переделе» рынка, а о новых возможностях для его развития.
«С точки зрения клиента это определенно улучшение, ведь исключается промежуточное звено при продажах», — говорит Ойген Вайнберг, аналитик Commerzbank.
Сейчас большая часть российского черного золота попадает в Европу благодаря нефтепроводу «Дружба». Одна из его веток ведет на немецкий нефтеперерабатывающий завод в Шведте, мажоритарным акционером которого является «Роснефть». А немецкая «дочка» компании теперь готова выступить и в роли прямого поставщика — нефтепродукты там могут поставлять клиентам самыми разными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, речным, а также с помощью нефтепродуктовода.
В результате клиентская база Rosneft Deutschland уже в начале 2019-го насчитывала около 500 организаций, расположенных в Германии, Польше, Чехии, Швейцарии, Австрии и Франции. При этом руководство компании говорит о дальнейшем расширении — включая возможный выход на новые сегменты рынка.
«Мы всегда открыты для возможностей на рынке. Это относится и к нашим активам в НПЗ. Но нас также регулярно спрашивают, хотим ли мы покупать автозаправочные станции. Если будет выгодная возможность, мы рассмотрим ее. Мы ничего не исключаем», — рассказал Брайан Честерман журналистам издания Handelsblatt.
Видеть альтернативу
В будущем речь также может идти и о развитии новых продуктов. По всему миру продолжают ужесточаться требования по защите окружающей среды в отношении нефтегазовых компаний, однако Rosneft Deutschland в этом видит не проблему, а новую возможность.
Так, по мнению главы компании, со временем всё больше внимания будет уделяться синтетическим видам топлива.
«Мы убеждены, что они могут играть важную роль в будущем. Но на данный момент еще нет экономических условий, чтобы войти в такое производство», — объяснил он.
В первую очередь, для того чтобы развивать это направление, потребуется соответствующее регулирование и более гибкий подход к нему на государственном уровне.
«До сих пор транспортная политика Германии была в одностороннем порядке сосредоточена на батареях в качестве альтернативы ископаемому топливу. Мы бы хотели, чтобы дискуссия и регулирование были открытыми для различных технологий», — отмечает глава Rosneft Deutschland.
Впрочем, заключает он, в компании убеждены, что спрос на жидкие углеводороды сохранится в течение длительного времени. Конечно, постепенно структура спроса будет меняться, однако процесс этот будет очень длительным. «Для судов, самолетов или грузовиков, а также продуктов нефтехимии, вероятно, не будет альтернативы нефти в долгосрочной перспективе», — убежден Брайан Честерман.
Ежедневный прогноз ценовых колебаний на 30 января 2019