Петербург и Ленобласть остро нуждаются в новых НПЗ
Санкт-Петербург и Ленинградская область сегодня остро нуждаются в новых нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Такое мнение РБК высказал президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин. «В Петербурге и Ленобласти сегодня наблюдается явный недостаток нефтеперерабатывающих заводов. Фактически мы видим монополию рынка — существует топливо только крупных игроков», — отметил он.
Напомним, что не так давно ООО «Жасмин» сообщило о планах по строительству комплекса заводов по глубокой переработке нефти и производству продуктов нефтехимии в Выборгском районе Ленинградской области. Объем инвестиций в проект оценивается в сумму свыше 6 млрд долл. Ранее директор отдела СНГ департамента европейских стран Министерства промышленности и торговли Чешской Республики Михал Гелбич сообщил РБК о намерении чешской нефтяной компании Moravske naftove doly (MND) строить в Приморске (Ленинградская область) НПЗ.
Как сообщает spb.rbc.ru, при этом специалисты высказывают мнение о том, что в целом качество топлива российских нефтеперерабатывающих заводов сегодня во многом отстает от мирового уровня. Как считает кандидат технических наук, представитель ОАО «ВНИИНефтехим» Евгений Лобанов, это происходит из-за того, что нефтеперерабатывающая отрасль сталкивается с недофинансированием. Также большую роль играет нежелание владельцев НПЗ внедрять инновации. «Кроме того, сказывается недостаток правового регулирования в данном сегменте, в частности — отсутствие программы по энергосбережению», — говорит он.
Эксперт отмечает, что сегодня все НПЗ России характеризуются низким уровнем вырабатываемого топлива, наибольший удельный вес в структуре нефтепроизводства России занимает дизельное топливо, объемы же выпуска автомобильного бензина составляют всего 15-16%. В Российской Федерации из 1 тонны нефти получают 16% бензина (тогда как за рубежом этот показатель составляет 43%), удельный же вес мазута из начального сырья составляет 30% (зарубежные страны сумели сократить этот показатель до 5-10%). «У нас очень отстала переработка на НПЗ», — делится мнением Е.Лобанов.
В то же время директор по маркетингу и развитию ООО «Фаэтон-Аэро» Антон Иванов отмечает, что один из НПЗ региона — «Кинеф», входящий в структуру ОАО «Сургутнефтегаз» — поставляет топливо приемлемого качества. «Сравнительно невысокие цены на бензин в регионе существует благодаря этому НПЗ, розничная сеть у него не развита, поэтому присутствие на рынке только одного завода не оказывает существенного влияния на изменение цен на топливо», — отмечает он.
Начальник управления сбыта, заместитель генерального директора ЗАО «Петербургская топливная компания» Андрей Михеев считает, что сегодня нефтеперерабатывающие заводы не способны удовлетворить страну в достаточном объеме по топливу Евро-3 и выше. «Не готова и в целом система нефтепродуктообеспечения, потому что качество еще нужно сохранить на пути от НПЗ до бака автомобиля. Все это — многомиллиардные инвестиции, которые могут быть получены из двух источников — бюджета (в виде недополученных налогов) или из кармана потребителя», — резюмирует он.
В то же время эксперт отмечает, что поставки топлива на рынок Петербурга не ограничены Киришским заводом. «Это довольно широкая география крупнейших в России заводов, которые принадлежат тем или иным компаниям — Ухта, Ярославль и т.д. Есть мощности по производству топлива и в Ленинградской области, которые и влияют на общую картину по качеству топлива в городе», — отмечает он.
О.Ашихмин выделяет, что в настоящий момент лишь разделение деятельности среди нефтяных компаний позволит сформировать адекватную ценовую политику и гарантировано качественное топливо. «Только при реальной конкуренции можно будет говорить о действительно качественном топливе. Необходимо разделение компаний на нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие и продавцов топлива — тогда будет настоящий рынок», — отметил эксперт.
По его мнению, строительство новых нефтеперерабатывающих заводов позволит создать рыночные отношения в данном сегменте рынка региона. «Хотелось бы иметь независимых производителей топлива», — резюмирует О.Ашихмин.
Нефтепродукты на eOil.ru