За бензином — в Литву?
В Литве, если верить тамошним СМИ, за последние полгода чуть ли не в два раза снизилась цена реализуемого в розницу бензина. Если, к примеру, в июне литр «девяносто пятого» у восточных соседей стоил в среднем 43 рубля (4,17 лита), то уже в конце ноября цена снизилась до 27 рублей (2,78 лита). Похожая картинка наблюдается и в Польше. Как сообщила Палата жидких видов топлива РП, вчера средняя цена на высокооктановый бензин самой популярной в стране марки RB95, которая еще два месяца назад составляла 4,37 злотого за литр, упала до уровня 3,5 злотого, что примерно эквивалентно 35 рублям. «Тенденция к дальнейшему понижению цен продолжает сохраняться», — констатируют польские аналитики.
А как обстоят дела у нас? По данным мониторинга федерального информационно-аналитического центра «Кортес», вот уже третью неделю цены на горючее в нашем эксклаве пребывают в состоянии покоя несмотря на то, что российский топливный опт дешевеет чуть ли не с каждым днем. При этом быстрее прочих «худеют» оптовые цены на вроде бы самый востребованный «девяносто второй» бензин. На прошлой неделе, как информирует «Кортес», производители этого вида топлива начали продавать его по цене 12464 рубля за тонну. Это — ниже цены низкооктанового Аи-76.
Как сообщает www.kaliningradka.ru, почти одновременно с оптовиками умеряют свои ценовые аппетиты и розничные трейдеры. Скажем, в нашем Северо-Западном федеральном округе активнее других на прошлой неделе меняли ценники бензоколонщики Санкт-Петербурга и Новгорода. По сведениям профильного информ-агентства «Аи92.ru», их среднестатистический недельный «минус» — один рубль. Аутсайдерами же окружной гонки за адекватную опту розницу в СЗФО являлись Архангельск, Псков и, увы, Калининград. Правда, как отмечает агентство, в двух первых городах ценники на АЗС сейчас выглядят куда скромнее, нежели в столице янтарного края. Между прочим, Калининград по топливным ценам давно опережает даже Москву, где уровень доходов населения — не чета нашему. В минувший понедельник, по наблюдениям специалистов «Кортеса», «средневзвешенный» литр Аи-92 в Первопрестольной стоил 20 рублей 34 копейки — на 52 копейки меньше, чем днем ранее, а солярку продавали в среднем по 21 рублю 43 копейки за литр.
А вот для сравнения — вчерашние цены на некоторых АЗС, принадлежащих трем главным игрокам местного топливного рынка: Аи-92, ДТ — 21 рубль 95 копеек (ООО «ЛУКОЙЛ — Северо-Западнефтепродукт»), Аи-92, ДТ — 21 рубль 90 копеек (ООО «Калининграднефтепродукт»), Аи-92, ДТ — 21 рубль 75 копеек (ООО «Роснефть»). В скобках заметим, что на столичных «лукойловских» бензоколонках за литр Аи-92 просили на тридцать пять копеек меньше.
«При том, что закупочные цены, расходы на содержание и развитие в компаниях существенно различались, розничные цены отличались на копейки. Неизменной оставалась разница между ценами компаний в 10 — 20 копеек при их практически синхронном снижении или повышении. Нередко приказы об изменении цен в компаниях издавались в одни и те же дни», — это цитата из вчерашнего пресс-релиза регионального управления Федеральной антимонопольной службы. Рассказывается же в нем о результатах рассмотрения дел о нарушении Закона «О защите конкуренции», возбужденных в отношении трех вышеназванных «китов». Речь идет о ценовом сговоре, который, как утверждается в информационном сообщении, удалось доказать: «Установлено, что в период с 20 марта по 30 сентября 2008 года компании 17 раз практически одновременно изменяли розничные цены на одинаковые величины на принадлежавших им в автозаправках. Более того, обнаружены документальные подтверждения того, что одна из компаний знала о том, какие цены установит конкурент в будущем, еще до издания им приказа о новых ценах и дате их ввода в действие».
Антимонопольщики приводят и аргументацию оппонентов. Те, оказывается, уверяли, что ценовое единообразие — результат маркетинговых исследований. Что оно «никого не разорило». Что при высоких ценах отмечался неуклонный рост объёма потребления нефтепродуктов. Наконец, что получать «нормальную» прибыль — право каждого хозяйствующего субъекта.
Вопрос об административных санкциях (штраф от одного до десяти процентов от размера выручки нарушителя за 2007 год) будет рассмотрен в управлении ФАС в начале 2009-го. Но до погашения штрафа дело, пожалуй, дойдет еще не скоро, ведь «несправедливо обиженная тройка», как вчера сообщил осведомленный источник, намерена оспорить решение антимонопольной службы в арбитраже, поскольку убеждена в своей непогрешимости.
Нефтепродукты на eOil.ru