11 May 2018, 11:07
Иранский кризис перевернул все планы ОПЕК
Ещё в понедельник министр энергетики Саудовской Аравии Халид Аль-Фалих повторял свою мантру о том, что соглашение об ограничении объемов добычи нефти ОПЕК+ необходимо пролонгировать. А спустя 48 часов королевство уже заявило о намерении увеличить объемы нефтедобычи.
Это произошло из-за объявления президентом США Дональдом Трампом решения выйти из ядерной сделки 2015 года и возобновить санкции против пятого крупнейшего производителя нефти в мире.
«Иранские санкции могут полностью изменить характер июньской встречи ОПЕК», – говорит Амрита Сен, главный аналитик нефтяных рынков в консалтинговой фирме Energy Aspects, – “Речь пойдет уже не столько о пролонгации соглашения ОПЕК+, сколько о том, когда нужно начинать восстанавливать прежний уровень нефтедобычи».
Последние 16 месяцев ОПЕК, Россия и их союзники добровольно ограничивали объемы нефтедобычи, чтобы устранить перенасыщение на мировом рынке. И этой цели удалось добиться. Но саудиты, которым высокие цены крайне выгодны, настаивали на пролонгации соглашения, чтобы снизить мировые запасы нефти ещё больше.
Рис. 1 Последствия предыдущих санкций: в 2012 году объемы нефтедобычи в Иране резко упали
«Велика вероятность, что нынешнее соглашение ОПЕК+ прекратит свое действие в конце 2018 года, если не раньше», – говорит Эд Морс, глава отдела исследований сырьевых рынков в Citigroup Inc.
Предыдущие санкции, действующие в период с 2012 по 2015 годы, увели с рынка около 1 млн. баррелей нефти в день. Теперь же американских союзников в Европе устраивает иранское соглашение, и они не желают присоединяться к эмбарго. Прогнозы последствий решения Штатов сильно разнятся: от «небольшого эффекта», как указывает Barclays Plc., до потери Ираном половины объемов экспорта нефти, как указывает консалтинговая фирма FGE.
Сокращение поставок в Иране вкупе с кризисом в Венесуэле приведут к ещё большему сокращению мировых запасов нефти, в то время как спрос останется на высоком уровне – говорят эксперты Goldman Sachs Group Inc.
В четверг фьючерсы на Brent достигли $78 – рекордное за три года значение.
Для саудитов возникла дилемма: продолжать фокусироваться на высоких ценах и оставить объемы производства без изменений? Или оказать политическую и экономическую поддержку Трампу и забрать долю рынка, принадлежащую историческому региональному сопернику, посредством увеличения объемов нефтедобычи?
Судя по сообщению, сделанному королевством спустя несколько часов после того, как Трамп объявил о выходе из сделки, саудиты выбирают второй вариант. «Мы минимизируем любые последствия сокращения поставок», – сообщило саудовское министерство. Позже Кувейт сделал аналогичное заявление.
«Саудиты имеют в виду следующее: всю потерянную иранскую нефть мы заменим», – говорит Фереидун Фешараки, основатель и председатель FGE.
Увеличение производительности в целях компенсации утраченной иранской нефти поможет минимизировать ущерб мировой экономике и поддержит спрос на топливо.
Это также выгодно президенту Трампу, ведь цена на бензин в США растет. Месяц назад Трамп обвинил ОПЕК в «искусственном завышении цен».
Впрочем, есть риски. Слишком стремительное увеличение показателей предложения или отсутствие взаимодействия с другими крупными производителями, такими как Россия, может повлечь крупное снижение цен на нефть. Альянс ОПЕК и России, сформировавшийся в 2016 году, может разрушиться из-за конкуренции интересов и взаимного недоверия.
«ОПЕК нужно сделать что-то для восстановления баланса», – говорит Бассам Фаттух, директор Oxford Institute for Energy Studies, – «В их интересах сохранить сделку, над реализацией которой они так много трудились».
В знак того, что Эр-Рияд понимает, насколько текущая политическая ситуация чувствительна в отношении любого увеличения объемов нефтедобычи, Аль-Фалих опубликовал сообщение в Твиттере о том, что он находится «в тесном контакте» с другими странами ОПЕК, Россией и США. Вместе они решают, каким образом сохранить стабильность рынка.
Министр энергетики Кувейта Бакхит Аль-Рашиди сообщил, что санкции против Ирана не повлияют на сделку ОПЕК+.
Многое зависит от России. Кремлю придется пересмотреть свою позицию в отношении Ирана в сирийском конфликте. Дружба с Саудовской Аравией может оказаться важнее, равно как и возможность увеличить объемы экспорта нефти Urals в Европу, заменив ей иранскую.
Решение Трампа может стать удачной возможностью для ОПЕК и России завершить сделку по ограничению объемов добычи нефти.
«Саудовская Аравия вынуждена изменить свою политику», – говорит Оливье Якоб, управляющий директор в Petromatrix GmbH, – «Сотрудничество ОПЕК и России по ограничению объемов нефтедобычи подходит к концу».
Последствия выхода США из иранской сделки для Азии
Как ОПЕК будет справляться с иранскими санкциями