Энергетики не верят в российские турбины
На фоне неудач с разработкой российских газовых турбин большой мощности «Газпром энергохолдинг» предлагает полностью локализовать в РФ оборудование Siemens или GE. Минэнерго и источники “Ъ” на рынке сомневаются в возможности этого, поскольку стоимость лицензии высока, а правообладатели вряд ли откажутся от высокомаржинальных технологий.
Глава «Газпром энергохолдинга» (ГЭХ) Денис Федоров предложил альтернативу безуспешным попытками создания консорциумом «Роснано», Объединенной двигателестроительной корпорации «Ростеха» и «Интер РАО» российской газовой турбины большой мощности. Топ-менеджер призвал участников энергорынка договориться с крупными международными игроками — американской GE или немецкой Siemens — о полной локализации их оборудования в России. «Компания к этому в принципе готова, с Siemens мы это проговаривали»,— сообщил господин Федоров. По его словам, для этого надо обеспечить спрос в объеме четырех-пяти турбин в год в течение четырех-пяти лет, сформировав пул генераторов, которые будут закупать оборудование. Производство возможно на площадке «Сименс технологии газовых турбин» (СТГТ; на 65% принадлежит Siemens, на 35% — «Силовым машинам»), поясняет источник “Ъ”.
Попытка создать первую в РФ газовую турбину большой мощности провалилась: образец ГТД-110М, который должен стать альтернативой продукции Siemens и GE, разрушился на испытаниях в декабре 2017 года.
В России нет технологий газовых турбин большой мощности, и следствием этого стал, в частности, скандал с поставками оборудования Siemens в подсанкционный Крым. Между тем турбины большой мощности могут понадобиться российским энергетикам не только на полуострове, но и уже в ближайшие годы для участия в программе модернизации. По оценкам «Системного оператора» (диспетчер энергосистемы), речь может идти о 195 паровых турбин и шести газовых.
Однако пока идея ГЭХ выглядит утопической. «Нужна турбина, которая будет максимально локализована на территории РФ… Но говорить о стопроцентной локализации невозможно»,— признает замминистра энергетики Андрей Черезов. Согласны с этим и источники “Ъ” среди машиностроителей. Для международных корпораций лицензионные соглашения с неполной локализацией — это легкие деньги, говорит один из собеседников “Ъ”. По его словам, в рамках лицензионных соглашений правообладатель получает процент от продажи каждой произведенной партнером турбины и маржу за продажу нелокализованной горячей части (узлы ГТУ, камера сгорания, турбина высокого давления). При этом производители, как правило, оставляют за собой сервисное обслуживание (маржа на уровне 40–70%). «Технология создания горячей части стоит дорого и должна будет компенсировать иностранцам все средства, которые они не заработают»,— отмечает источник “Ъ”. «Даже если предположить, что с кем-либо из зарубежных партнеров будут достигнуты договоренности о стопроцентной локализации горячей части, этот процесс потребует значительных временных затрат — не менее восьми—десяти лет. За это время создать свою турбину более чем реально, тем более что это крайне необходимо для обеспечения нашей энергобезопасности»,— уверены в Объединенной двигателестроительной корпорации «Ростеха». В «Силовых машинах», Siemens, GE на запрос “Ъ” не ответили.
Сергей Чемезов, гендиректор «Ростеха», о выборе поставщика оборудования для ТЭС в Тамани, 23 апреля
Мы будем объявлять конкурс — все желающие могут прийти, в том числе и Siemens, если они захотят
Вопрос о стопроцентной локализации, как правило, упирается в то, что правообладатель не хочет отдавать самые маржинальные узлы (камера сгорания, лопатки турбины), подтверждает замруководителя департамента исследований ТЭКа ИПЕМа Евгений Рудаков. Но, уточняет он, «если стороны договорятся, это вполне реализуемо». Причем, по мнению эксперта, «если убрать бюрократические проволочки», то на площадке СТГТ все можно сделать за год.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 23 по 27 апреля 2018.