Итоги недели: арктические и налоговые маневры
После президентских выборов на первый план вновь стали выходить темы завершения налогового маневра в российской нефтяной отрасли, а также импортозамещения.
В то же время стоимость нефти неуклонно росла в рамках отведенного черному золоту коридора $60-70 за баррель, и к концу недели Brent достиг $69,55. Поэтому есть уверенность, что инвестиции увеличатся.
Защита отечественных верфей
По данным СМИ, Министерство промышленности и торговли РФ разработало проект закона, запрещающий использовать иностранные суда для перевозок нефти, газа и угля, добытого в российской Арктике. Документ согласован с профильными ведомствами – Министерством транспорта и Минэнерго.
Впрочем, затем Минпромторг пояснил, что речь не идет о полном запрете использования иностранных судов, а лишь о приоритете продукции российского судостроения:
«В законопроекте речь идет не об ограничениях и тем более не о запрете эксплуатации тех или иных судов. Законопроект направлен на создание приоритетного права использования отечественной продукции, при этом он допускает возможность эксплуатации судов, построенных за пределами Российской Федерации», – уточнили в Минпромторге, подчеркнув, что абсолютно все суда, которые ходят под государственным флагом РФ, принадлежащие на праве собственности предприятиям нефтегазового сектора, металлургической отрасли, транспортным компаниям, могут использоваться до конца сроков эксплуатации.
Тем не менее, приоритет отечественных судов – достаточно ожидаемый шаг, поскольку он позволит загрузить российские верфи производством новых судов ледового класса. Заметим, что в 2017 году правительство предприняло меры для защиты интересов страны при использовании Севморпути (СМП). К Кодексу торгового мореплавания были приняты поправки, обязывающие использовать российский флаг на СМП для перевозок и хранения в его акватории нефти, нефтепродуктов, сжиженного газа и угля, добытых в российской Арктике. В 2019 году предполагается распространение этих же условий для ледокольной и лоцманской проводки, каботажа и ресурсных исследований на шельфе. Исключение сделано лишь для техники стоимостью 1 млрд руб. Заметим, что на сегодняшний день углеводороды по Северному морскому пути провозят только НОВАТЭК и «Газпром нефть».
Заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в интервью «НиК» отметил, что закон, запрещающий использовать иностранные суда для перевозок нефти в российской Арктике, соответствует государственной политике по развитию собственного машиностроения.
«Закон ожидаем, и я не вижу оснований для его отклонения», – говорит эксперт. По его мнению, скорее всего, документ примут уже в 2018 году.
Белогорьев также рассказал, что как такового дефицита судов для провозки углеводородов по СМП пока нет. По крайней мере, от компаний жалоб не поступало.
«Однако в силу планов по увеличению добычи нефти в регионах, которые находятся рядом с побережьем северных морей, в среднесрочной перспективе возможно увеличение поставок по Северному морскому пути. Но такого большого роста, как ожидается в газовой отрасли и поставках СПГ, не будет», – пояснил он.
По словам эксперта, после 2026-2027 годов, когда серьезно встанет вопрос о разработке новых арктических месторождений непосредственно на шельфе, проблему собственного судостроения в России необходимо будет решить.
«Законопроект направлен больше на перспективу, чем на текущие потребности отрасли. Речь идет не просто об импортозамещении. Требуется разработка принципиально новых технологий этих судов, которых в мире практически нет. Причем в первую очередь это касается экологической безопасности и обеспечения нулевого уровня разлива нефти и нефтепродуктов», – указал Белогорьев.
Эксперт уверен, что без собственного флота и развития технологий внутри России добычу углеводородов в арктическом регионе развивать крайне сложно: «Кроме нас, разработки таких технологий никому не нужны. Норвегия работает в принципиально иных климатических условиях, Канада и США пока заморозили свои проекты. Интерес сугубо российский, поэтому логично создавать отрасль именно в России».
Все на маневры
Как только прошли выборы президента, финансовый блок правительства вновь схлестнулся с Минэнерго и нефтяниками по вопросу завершения налогового маневра в нефтепереработке.
Директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов заявил, что для создания эффективной конкурентной среды в нефтяной отрасли необходимо завершить налоговый маневр – отказаться от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, эквивалентно снижению экспортных пошлин увеличив НДПИ на нефть и газовый конденсат. Для минимизации риска роста цен на внутреннем рынке Минфин предлагает одновременно с этим понизить акцизы на нефтепродукты на 2-3 руб. на литр, а также ввести отрицательный акциз на тонну переработанной нефти для заводов, которые поставляют нефтепродукты, соответствующие требованиям технического регламента на моторные топлива, на внутренний рынок.
Минэнерго России не поддерживает предложение Минфина. По словам министра энергетики РФ Александра Новака, налоговый маневр, предусматривающий обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение НДПИ, может быть проведен лишь после модернизации всех нефтеперерабатывающих заводов и не ранее 2023 года.
«Мы не предлагаем никаких налоговых маневров, связанных со снижением экспортной пошлины и увеличением НДПИ с механизмом обратного акциза. Мы, наоборот, в данном случае выступаем оппонентом предложения Министерства финансов», – заявил министр.
Позицию Новака разделяет вице-премьер Аркадий Дворкович, который сообщил, что большинство участников дискуссии против предложений Минфина завершить налоговый маневр в нефтепереработке.
«Я видел предложения Минфина, я собирал совещание, подавляющее большинство других участников процесса против предложений Минфина… Снижение акцизов – если делать налоговый маневр – обязательно, просто даже это, по мнению участников рынка, других министерств, не способствует достижению какого-либо хорошего результата, то есть вся налоговая нагрузка будет на неинтегрированные вертикальные компании, НПЗ и Беларусь отчасти. Если в этом цель налогового маневра – она мелковатая отчасти, а если другая цель, то она не достигается», – указал вице-премьер.
По мнению экспертов, данный спор пока неразрешим. В частности, экономист Михаил Хазин в интервью «НиК» отметил, что Минфину все время не хватает средств и он пытается их взять где угодно.
«Политика Минфина заключается в том, что с повышением налогов они сокращают и количество налогоплательщиков, и их возможности. То есть, выигрывая в тактике, они проигрывают в стратегии. Проблема заключается в том, что сделать с этим ничего нельзя, так как Минфин проводит либеральную экономическую политику, а нефтяные компании – реальную экономическую политику», – заявил эксперт.
По его словам, глава «Роснефти» Игорь Сечин постоянно объясняет, что есть масса месторождений, которые сегодня невыгодны для разработки, но которые станут вполне выгодными, если снизить для них налоги.
«И тогда они и налоги платить начнут, и нефть будут добывать, и в России появятся новые рабочие места. Но нельзя резать курицу, которая несет золотые яйца», – пояснил экономист.
Михаил Хазин подчеркнул, что спор Минфина и нефтяных компаний – это спор не экономический, а идеологический: «Либо мы исходим из интересов мировой долларовой системы, либо из интересов России. Ответ на этот вопрос мы получим по итогам инаугурации и последующей смены правительства».
Читайте прогноз ценовых колебаний с 26 по 30 марта 2018.