Новые трубопроводы Газпрома не оставляют ему средств на развитие СПГ — Рейтер
Масштабные расходы Газпрома на строительство трех трубопроводов в ближайшие два года оставляют его СПГ-проекты на обочине инвестпрограммы и могут обернуться дальнейшей отсрочкой их запуска, сказали Рейтер два источника в компании.
Став заложником огромных расходов на два газопровода в Европу и один в Китай, Газпром рискует упустить долю рынка, на которую уже замахнулся крупнейший частный газодобытчик в РФ Новатэк, запустив первый СПГ-завод на Ямале и рассматривая второй проект на Гыдане.
Приоритетные проекты Газпрома — трубопроводы Сила Сибири, Северный поток-2 и Турецкий поток, съедают львиную часть его инвестиционной программы, расходы на которую в 2018-2019 годах превышают 1 триллион рублей и грозят отрицательным свободным денежным потоком.
По прогнозам Новатэка, на его долю в производстве СПГ в России к 2030 году будет приходиться две трети из 80 миллионов тонн СПГ.
“У Газпрома сейчас другие приоритеты — это трубопроводы, а не СПГ-проекты”, — сказал Рейтер один из источников в Газпроме.
Все они требуют многомиллиардных инвестиций, и это уже повлияло на отсрочку двух СПГ-проектов Газпрома — Балтийского СПГ и третьей очереди Сахалина-2, сказал другой источник в Газпроме.
Срок ввода третьей линии по производству СПГ на Сахалине-2 мощностью до 5,4 миллиона тонн уже был отложен на 2023-2024 годы с 2021 года.
Запуск Балтийского СПГ-завода, в который Газпром хочет привлечь Shell, мощностью от 10 до 15 миллионов тонн также был перенесен на 2022-2023 годы с 2020 год.
Зампред Газпрома Александр Медведев говорил, что перенос на 2023 год связан с рыночной ситуацией.
“Запуск Балтийского СПГ может быть сдвинут еще на один год”, — сказал один из источников.
В ноябрьском проспекте к выпуску еврооблигаций Газпром не указал срок запуска проекта, отметив, что он будет определен после завершения работы над проектной документацией.
Средний срок строительства СПГ-завода в среднем около 4-5 лет, и чтобы успеть к 2023 году, Газпром должен принять инвестрешение в ближайшее время, сказал третий источник в Газпроме.
Четвёртый источник, знакомый с ходом проекта на Балтике, сказал, что пока 2022-2023 год остается в планах, а работа над pre-FEED — предварительным проектированием — ускоряется.
“По договору они (предпроектные исследования) должны завершиться в начале мая 2018 года, но они завершатся в начале марта”, — сказал он, не называя причины форсирования процесса.
Ускорение подготовки проекта было дано после встречи главы Газпрома Алексея Миллера с членом исполнительного комитета концерна Shell Маартеном Ветселааром около двух недель назад, добавил источник.
При таком плане расходы на строительство Балтийского СПГ начнутся с 2020 года, и на конец стройки будет приходится основной объем расходов, сказал он.
Пресс-служба Газпрома не ответила на запрос Рейтер.
У Газпрома пока работает один СПГ-проект, который был единственным в России до запуска Ямал СПГ, — это Сахалин-2 мощностью около 11 миллионов тонн СПГ в год.
Газпрому нужно ускориться с СПГ, чтобы иметь возможность реализовать экспортный потенциал России и монетизировать будущий рост своей добычи, сказал один из источников в Газпроме.
Газпром сейчас находится в переговорах с оператором проекта Сахалин-1 — ExxonMobil — о поставках газа для третьей очереди СПГ-завода на Сахалине-2.
Пресс-служба оператора проекта сообщила, что Сахалин-1 продолжает обсуждать каждую возможность для монетизации газа, в том числе опцию своего собственного СПГ-завода на Дальнем Востоке.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 18 по 22 декабря 2017.