Нефть и газ Бразилии
Около 90% нефти в Бразилии добывается на шельфовых месторождениях.
1я нефтяная скважина в Бразилии была пробурена в 1938 г в муниципалитете Лобато, в Байанском Реконкаво, неподалеку от Салвадора.
3 октября 1953 г в Бразилии был принят закон N 2.003, устанавливающий основные принципы национальной политики в нефтегазе страны.
Закон провозглашал государственную монополию на разведку, добычу, импорт, переработку и перевозку нефти в Бразилии и создание национальной нефтяной компании «Petrobras», осуществляющей поиск, разведку и добычу необходимых стране новых нефтяных месторождений.
В 1972 г была создана компания Braspetro («Petrobras International»), а в 1973 г началась добыча нефти и газа на континентальном шельфе Бразилии.
В 1995 г власти Бразилии решили начать демонополизацию нефтегазового рынка страны сцелью привлечения новых инвестиций в нефтегаз для активизации деятельности.
В ноябре 1995 г была принята конституционная поправка N 9/95, которая вносила изменения в ст. 177 Конституции Бразилии.
Правительству предоставлялось право заключать концессионные соглашения с частными и иностранными компаниями на разведку и добычу нефти и газа на суше и континентальном шельфе Бразилии.
В дополнение к конституционной поправке № 9/95 в 1997 г был принят Закон о нефти № 9,478, регулирующий нефтегазовую отрасль промышленности Бразилии. В законе уточнялись требования к субъектному составу пользователей месторождениями нефти и газа.
Согласно ст. 23, «Пользователями недр на участках недр, предоставленных для целей разведки и добычи нефти и газа в Бразилии, могут быть бразильские граждане, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Бразилии, органы управления, которых находятся в стране».
Это давало компаниям право на разведку и добычу нефтегазовых месторождений на основании заключенного с государством концессионного соглашения.
В ст. 20 Конституции Бразилии определено, что федеральной собственностью являются минеральные ресурсы, включая те, что в недрах, а также природные ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны (ИЭЗ). При этом штатам, федеральному округу и муниципиям гарантировано участие в результатах эксплуатации нефти, газа и других минеральных ресурсов на их территориях, в территориальном море и ИЭЗ или финансовая компенсация за такую эксплуатацию.
Концессия — основной режим работы, заключается в уступке государством своих исключительных прав в пользу частного лица (концессионера) на возмездной основе.
Концессионное соглашение предполагает, что все углеводороды, добытые на предоставленном в долгосрочное пользование участке недр, поступают в собственность юридического лица, которому государство предоставило такое исключительное право на пользование.
Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок, который указывается в концессионном соглашении, при этом срок на геологическое изучение не может превышать 7 лет, а общий срок концессионного договора — 34 года. Компании, желающие получить право на разведку и добычу нефти и газа, должны принять участие в торгах, проводимых ANP.
Основными критериями выбора победителя являются минимальный размер инвестиций, который концессионер готов вложить в геологоразведочные работы (ГРР), срок реализации ГРР, а также финансовая доля участия правительства в проекте, которая состоит из бонуса подписания, роялти, ренты за пользование территорией.
В случае больших объемов и высокой рентабельности производства концессионер выплачивает в федеральный бюджет дополнительные выплаты типа налога на сверхприбыль, называемые «специальная плата».
Спустя 22 года после прекращения государственной монополии на нефтегазовую деятельность нефтегаз Бразилии неуклонно развивается.
Сложные сделки становятся все более распространенными, поскольку портфель компаний, занимающихся разведкой и добычей, входит в фазу производства, и поставщики услуг начинают готовиться к предстоящим вызовам.
В 2007 г президент страны Луис да Силва сообщил, что после начала эксплуатации новых месторождений Бразилия из импортера превратится в экспортера нефти.
В 2014 г доказанные запасы нефти в Бразилии выросли на 3,6% по сравнению с 2013 г и составили 16,2 млрд барр нефти.
Страна занимает 15е место по мировым доказанным запасам нефти.
Добыча нефти в стране достигла 2,437 млн барр/сутки в 2015 г, а добыча подсолевой нефти составила 1,091 млн баррелей нефтяного эквивалента (БНЭ)/сутки, что на 33,7% выше, чем в декабре 2014 г.
Страна занимает 9 место среди крупнейших мировых производителей нефти.
Производство сжиженного природного газа (СПГ) выросло на 10,19% по сравнению с 2014 г, достигнув 96,2 млн м3/сутки.
Несмотря на падение цен на нефть, месячные статистические данные показывали рост добычи. Правительство готовит 14й раунд лицензирования, который планируется провести в 2017 г, и 2й раунд подачи заявок на подсолевые слоев.
Солевой слой представляет собой диахронную серию геологических образований на континентальных шельфе экстенсиональных бассейнов, образованных после распада Гондваны, характеризующихся осаждением толстых слоев эвапоритов, преимущественно соли.
Федеральный закон № 11909/2009 (Закон о газе) был принят для регулирования газовой отрасли промышленности в Бразилии, уточнения правовой базы для частных инвесторов.
Закон о газе дал Министерству шахт и энергетики (Миншахтэнерго) право решать, какие газолпроводы должны быть построены или расширены, а также установлены положения, касающиеся проектов, связанных с транспортировкой газа, хранением газа и СПГ-заводами.
Федеральный закон № 12,351 / 2010 (Закон о подсолевых углеводородах) устанавливает основные принципы разведки и добычи в подсолевом и стратегическом районах, которые должны осуществляться в рамках режима совместного использования.
Кроме того, ФЗ установил:
— использование соглашения о разделе продукции (СРП) вместо концессионного соглашения в таких областях;
— уполномочил Petrobras, в качестве оператора всей разведочной и производственной деятельности в этих районах с минимальной долей участия 30%, с созданной Empresa Brasileira de Administração de Petróleo e Gás Natural (PPSA) — в качестве менеджера СРП;
— необходимость участия других компаний в консорциуме с Petrobras и PPSA;
— минимальные требования к унификации, в соответствии с правилами ANP, а также обязательства Правительства по СРП.
Основные функции Миншахтэнерго:
— отвечает за планирование использования нефти и природного газа;
— предлагает CNPE после консультаций с ANP определить области, которые будут подпадать под концессионное соглашение или режим СРП, а также технические и экономические параметры для СРП.
— одобряет проекты тендерных документов и СРП, подготовленные ANP.
CNPE имеет основную цель — рациональное использование энергетических ресурсов страны, обеспечение надлежащего функционирования национальной системы инвентаризации ГСМ, обеспечение энергоснабжения регионов Бразилии и общее управление, а такжеотвечает за разрешение ANP предлагать блоки в соответствии с режимом концессии и режимом СРП.
ANP является национальным регулятором индустрии нефти, газа и биотоплива и отвечает за регулирование, заключение контрактов и контроль за экономической деятельностью, связанной с промышленностью нефти, природного газа и биотоплива, а также установление технических стандартов для различных связанных видов деятельности. ANP также отвечает за контроль соблюдения норм безопасности и правил.
В законе № 9.478 анонсировалось создание Бразильского национального агентства нефти, природного газа и биотоплива (Agencia Nacional do Petróleo, Gas Natural e Biocombustíveis, ANP), которое является федеральным органом правительства и отвечает за регулирование нефтегаза страны и и Национального совета по энергетической политике (CNPE).
Согласно ст. 8 нефтяного закона, ANP имеет следующие полномочия в нефтегазовой отрасли промышленности:
— реализует национальную политику в отношении нефти, природного газа и биотоплива;
— осуществляет управление нефтегазовом;
— содействует проведению торгов для нефтегазовых месторождений, обеспечивая защиту конкуренции;
— организует проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования нефтегазовыми месторождениями;
— содействует рациональному использованию нефти и газа и охраны окружающей среды;
— содействует проведению геологического изучения недр, осуществляет поддержку базы данных геологической информации;
— проводит государственную экспертизу информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр;
— защищает интересы потребителей, связанные с ценой, качеством и доступностью нефти и газа;
— заключает концессионные соглашения на пользование нефтегазовыми месторождениями и осуществляет контроль за их исполнением.
Федеральное агентство по охране окружающей среды (IBAMA) отвечает за экологические нормативы в отношении деятельности на шельфе. Для береговой деятельности другие государственные и местные природоохранные агентства могут также обладать компетенцией регулировать деятельность по разведке и добыче.
Бразильское агентство морского транспорта (ANTAQ) отвечает за регулирование и надзор за морскими перевозками нефти, а также за деятельность по поддержке морских перевозок. Только бразильские навигационные компании, должным образом уполномоченные ANTAQ и ANP, могут осуществлять морские перевозки и поддерживать деятельность внутри страны.
Бразильский флот имеет несколько функций в разведке и добыче на шельфе. Помимо технического осмотра и контроля любого судна или морской платформу, он обладает юрисдикцией над любыми инцидентами, происходящими в бразильских водах. Он также несет ответственность за ведение реестра морских объектов, таких как суда.
В целях избежания двойного налогообложения Бразилия заключила налоговые соглашения со странами, перечисленными ниже. Эти договоры, осуществляемые Бразилией и ее партнерами, обычно следуют Типовой налоговой конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), хотя Бразилия не является членом ОЭСР. Страны, с которыми Бразилия заключила договоры: Аргентина, Австрия, Бельгия, Канада, Венгрия, Венесуэла, Китай, Чехия, КНДР, Люксембург, Мексика, Перу, Филиппины, Португалия, Словакия, Южная Африка, Испания, Швеция и Украина.
Бразилия ратифицировала Конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-йоркская конвенция) в соответствии с декретом 4 311/2002. Однако у Бразилии нет существенных 2-сторонних инвестиционных соглашений.
Что касается соглашений об обмене налоговой информацией (TIEA), то Бразилия приняла постановление № 8,003 от 15 мая 2013 г, которое ввело в действие TIEA, заключенное с США.
С момента окончания монополии Petrobras в 1990х гг и до утверждения Закона о нефти единственным режимом, применимым для предоставления прав на разведку и добычу в Бразилии, был режим концессии.
В конце 2010 г был разработан режим СРП для управления разведкой и добычей на подсолевых участках недр и в районах, которые федеральное правительство считает стратегическими. Поэтому в Бразилии существуют 2 различные нормативные возможности для предоставления прав на разведку и добычу, каждый из которых описан ниже.
В соответствии с режимом концессии (аналогичным режиму налогового режима) предоставление концессионных контрактов на разведочную и производственную деятельность предшествует тендер (известный как лицензионный раунд).
В тендерных документах должны быть указаны все технические, финансовые и правовые критерии и требования, которые должен соблюдать претендент, чтобы быть квалифицированным для участия в торгах как не-оператор или оператор A, B или C.
В общих чертах, «не-оператор» «является капитальным партнером; оператор A — компания, квалифицированная ANP для работы в любом блоке, предлагаемом в заявке; в то время как операторы B и C имеют право работать в некоторых ограниченных блоках, которые должны быть определены агентством (обычно на мелководье и на суше соответственно).
Компании могут подавать предложения по торгам индивидуально или совместно в консорциуме. В случае консорциума должен указываться квалифицированный оператор между ними.
Критерии оценки предложений торгов:
— единовременная выплата, выплачиваемая в один взнос после исполнения концессионного соглашения или СРП;
— минимальная рабочая программа;
— участие в проекте местной компании.
Ограничений на иностранное участие нет, при условии, что иностранный инвестор включает компанию в соответствии с бразильским законодательством и соответствует всем техническим, юридическим и финансовым требованиям, установленным ANP до исполнения концессионного соглашения (или СРП).
Компании из одной и той же корпоративной группы не могут создавать конкурирующие предложения для одного и того же блока.
В соответствии с режимом СРП часть добычи нефти и газа выплачивается нефтегазовым компаниям в качестве возмещения расходов на разведку и добычу (известная как стоимость нефти), а федеральное правительство разделяет оставшуюся добычу (известную как прибыль нефти ) с соответствующими нефтегазовыми компаниями в соответствии с соотношением, указанным в соответствующих СРП.
PPSA — это 100% государственная компания, созданная для представления федерального правительства в консорциуме и отвечающая за управление СРП.
PPSA не может выполнять деятельность по добыче нефти и газа и не будет инвестировать, но имеет очень важные обязанности, включая управление и контроль над СРП и представление правительства в действующих комитетах. PPSA имеет право назначить половину членов рабочего комитета, включая председателя.
Единственным критерием, используемым для определения победивших участников торгов, является % прибыли от нефти, которая должна быть предоставлена правительству.
Petrobras (как оператор) и победители (индивидуально или в консорциуме) будут нести 100 % затрат на разведку и добычу, но получат в качестве оплаты часть прибыли нефть и будут иметь право на возмещение стоимости нефти и природного газа, эквивалентной затратам на разведку и добычу), при условии уплаты соответствующих выплат правительству.
Хотя концессионеры или подрядчики в рамках СРП имеют право исследовать и добывать нефть и природный газ, бразильские резервы, включая запасы на континентальном шельфе, территориальное море и исключительные экономические районы, являются собственностью правительства.
Концессионеры имеют право собственности на весь объем нефти и природного газа, добываемого в рамках концессионного режима, где объемные измерения добычи нефти и природного газа производятся в соответствии с правилами ANP.
Нефть и газ свободно экспортируются в Бразилии, и нет ограничений или квот, применимых к добыче нефти и газа. Тем не менее, экспортная компания должна быть уполномочена ANP выполнять такую деятельность. Компании-экспортеры и импортеры должны представлять отчеты и информацию ANP для каждой продажи. Кроме того, экспорт любых товаров, включая нефть и ее побочные продукты, обязательно должен быть зарегистрирован в национальной интегрированной системе международной торговли SISCOMEX, которая является онлайн-платформой, которая позволяет правительству контролировать международную торговлю.
Несмотря на это, в чрезвычайных случаях, когда внутренние поставки нефти и природного газа нарушаются или угрожают стабильности (что должно быть объявлено бразильским президентом), ANP может ограничить экспорт углеводородов, а также его побочных продуктов после давая 30-дневное уведомление компаниям.
Часть продукции, на которую распространяется ограничение, будет определяться ежемесячно с учетом участия компании в национальном производстве нефти и природного газа в месяц, предшествующий предыдущему. До сих пор Бразилия не сталкивалась с такой ситуацией. Нет конкретных требований, применимых к продаже нефти на местные рынки, а только к ее побочным продуктам. Общий режим налогообложения применяется для продажи нефти и природного газа на местном рынке. Некоторые требования к качеству должны соблюдаться компаниями, торгующими природным газом. Цены на нефть и газ свободно устанавливаются между сторонами в соответствии с рыночной ценой.
Тем не менее, ANP устанавливает минимальную цену для нефти, которая должна рассматриваться ANP для расчета правительственных платежей или возможной стоимости нефти.
Антиконкурентная практика в связи с разведкой, добычей, транспортировкой, переработкой или сбытом сырой нефти или сырой нефти подлежит контролю со стороны бразильского антимонопольного органа (CADE) и может подвергать компании штрафам.
Нефтяная и газовая промышленность обычно облагается налогом по тем же тарифам для косвенных (IPI, ICMS, ISS, таможенных пошлин, CIDE) и прямых налогов (IRPJ, CSLL, PIS и COFINS), применимых к большинству бразильских компаний.
REPETRO — особый таможенный режим для нефтегаза, который позволяет приостановить федеральные импортные налоги (например, таможенные пошлины, акцизы и PIS / COFINS на импорт) или бразильские федеральные налоги на импорт при ввозе товаров, предназначенных для разведки и добычи нефти и газа некоторыми правомочными субъектами.
Статья 225 Конституции Бразилии классифицирует окружающую среду как общий ресурс использования и налагает на государственные органы и общественность обязанность защищать и защищать его для нынешнего и будущих поколений. Эти руководящие принципы, как правило, устанавливаются Национальной экологической политикой, изложенными в Федеральном законе № 6,938 / 1981, который считается одним из основных правовых положений Бразилии в области окружающей среды.
Тот факт, что действия правонарушителя разрешены экологическими лицензиями, не исключает такой ответственности.
Все юридические лица или физические лица, прямо или косвенно вовлеченные в разрушительную или загрязняющую деятельность, несут солидарную ответственность за его восстановление.
В уголовной сфере Закон об экологических преступлениях (Федеральный закон № 9605/1998) применяется к каждому лицу, будь то физическое или юридическое лицо. В административной сфере несоблюдение экологических обязательств может налагать на компанию санкции, такие как наложение штрафов в размере до 50 млн реалов, запрет на деятельность, отмена налоговых льгот и кредитных линий государственными финансовыми организациями.
IBAMA или компетентное государственное экологическое агентство, помимо контроля за соблюдением экологических вопросов, выдает необходимые экологические лицензии.
Процедура лицензирования окружающей среды требует представления экологической экспертизы, такой как оценка воздействия на окружающую среду и отчет об оценке воздействия на окружающую среду, который является обязательным для объектов, которые выполняют мероприятия, оказывающие значительное воздействие на окружающую среду.
Федеральный закон № 12,846 / 2013 регулирует гражданскую и административную ответственность компаний за совершение коррупционных действий против правительства. Такой закон устанавливает прямой критерий для введения ответственности за юридические лица, будь то национальные или иностранные, за любой акт коррупции, наносящий ущерб правительству. Материнские компании, дочерние компании, филиалы и консорциумы будут нести солидарную ответственность за совершение коррупционных действий.
Санкции могут включать:
— публикацию обвинительного приговора и штрафа, который может достигать 20 % валового дохода за финансовый год, предшествующий началу административного производства.
— штраф в интервале 6 — 60 млн реалов.
— приостановку или частичный запрет деятельности, а в серьезных случаях — к принудительному роспуску компании.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 6 по 10 ноября 2017