Как Михаил Гуцериев и его племянник Микаил Шишханов «подарили» государству неликвидный банк

Бинбанк и связанные с ним кредитные организации по итогам 9 месяцев года показали гигантские убытки. Кроме того, стало понятно, что Бин нарушил все основные нормативы, иными словами, банк остался без своих средств и разбазарил чужие. Когда его только взяли на санацию, акционеры сообщили, что готовы компенсировать потери. Но вот прошел месяц, а о том, как они будут расплачиваться до сих пор ничего неизвестно. Складывается впечатление, что семья Гуцериевых-Шишхановых просто отдала ЦБ «дырявый» банк, переложив все проблемы на плечи государства.

А внутри – пусто

Наверное, каждый ребенок в нашей стране знает веселый и дурацкий фокус: съесть шоколадную конфету, а потом аккуратно сложить обертку. Поскольку бумага помнит очертания конфеты, то выглядеть будет как будто лакомство до сих пор внутри. Только вес, конечно, будет отличаться. Дальше нужно протянуть эту пустышку папе или маме со словами: «угостись конфеткой». Ну, и смотреть на лицо родителя, который вместо угощения получает несъедобную бумажку. Детям очень весело, взрослым не очень. Примерно такой же фокус Центробанку показали акционеры Бинбанка, отдав регулятору на санацию банк, который усилиями владельцев превратился в неликвидную пустышку. Только в отличие от обманутых родителей ЦБ видел, как из кредитной организации утекают деньги и прекрасно знал, что скрывается под яркой оберткой.

Мой бизнес с краю

На днях Бинбанк и «Открытие» опубликовали свою отчетность за три квартала. Их общий убыток составил полтриллиона рублей. Цифра гигантская, впечатляющая и рекордная для российской банковской системы. Обе организации с недавних пор находятся на санации ЦБ, которому теперь придется покрыть их убытки и оздоровить. Известно, регулятор этого никогда не скрывал, что в проблемах банков виноваты их владельцы и топ-менеджеры. Они совершили стратегические ошибки и довели до ручки свои корпорации. С этим трудно поспорить, равно как и с тем, что за ошибки, нечаянные или преднамеренные, эти владельцы и управленцы должны ответить. Причем с «Открытием», кажется, уже все ясно, за этот банк никто отвечать не собирается. Теперь это исключительно головная боль Центробанка. И очень похожи на правду недавние сообщения СМИ, что зампред ЦБ Василий Поздышев обзванивает клиентов банка с просьбой не забирать свои депозиты, а тех, кто уже забрал, просит вернуть деньги. Читаешь и даже немного жалеешь руководителей ЦБ, которые выступают в роли просителей.

Зато у владельцев «Открытия» все идет просто замечательно. Они тихонько занимаются своими делами, стараясь не комментировать то, что произошло в их банке. Да и зачем, обойдутся как-нибудь без них. А то, что на «Открытие» понадобился триллион рублей (то есть, этого триллиона по логике вещей в банке не хватает), так это дело житейское, бывает. У большинства из владельцев есть другие основные бизнесы, те же Вагит Алекперов и Леонид Федун – прежде всего нефтяники, у них одна из самых крупных нефтяных компаний страны «Лукойл», что им до банка, из которого исчезли огромные деньги. А основной владелец «Открытия» Вадим Беляев недавно получил новую должность, он возглавил алмазный бизнес банка. В прошлом году «Лукойл» продал «Открытию» «Архангельскгеолдобычу» за полтора миллиарда долларов. Ныне журналисты из британской газеты «Файненшл Таймз» выяснили, что эта сумма в 3 раза превышает рыночную стоимость актива. Но это дела минувших дней, сейчас сие никому особо и неинтересно. Главное, что все при деле.

Поплачь о банке, пока он живой

Несколько иная ситуация у Бинбанка. Вскоре после того, как ЦБ объявил о санации банка семьи Гуцериевых, совладелец кредитной организации и племянник Михаила Гуцериева Микаил Шишханов дал очень трогательное, проникновенное интервью. Он заявил, что хочет показать, что не воровал деньги в банке, не выводил активы. Пообещал больше никогда не заниматься банковским бизнесом, а на спасение Бина отдать все личное имущество. В том числе и свои депозиты на 100 миллионов долларов. Порыв, конечно, очень ценный, и тоже способен вызвать скупую мужскую слезу.

Вот только 100 миллионов в американской валюте – это около 6 миллиардов рублей. А «дыра» в Бинбанке оценивалась в сотни миллиардов. Так что хорошо бы пожертвовать и еще чем-нибудь. И поначалу казалось, что так и будет.

В ЦБ заявляли, что владельцы банка настроены на сотрудничество и готовы вложиться в его спасение. Все тот же Василий Поздышев говорил, что на баланс Бина перейдут другие активы группы «Сафмар» (она управляет собственностью семьи Гуцериевых), в частности аграрные, углеводородные и даже что-то из нанотехнологий. Более того, в том же интервью Шишханов заявил, что собственники вернут в банк активы больше чем на 300 миллиардов рублей. А недавно выяснилось, что акционеры передают ЦБ свои склад, стройки, офисы и даже крупную подмосковную овощебазу. Вот только овощей, наверное, и не хватало финансовому регулятору для полного счастья. Общая стоимость этого имущества около 70 миллиардов рублей. А затем в Банке России сообщили, что Шишхановы-Гуцеривы передают и акции «РуссНефти», жемчужины бизнес-империи семьи. Вот только журналисты узнали, что речь идет всего о 3,7%, они стоят миллиарды рублей, но не десятки и не сотни миллиардов. А больший пакет бизнесмены отдавать не будут. В конце концов, для акционеров Бинбанк – это уже пройденный этап. Любовь прошла, все перегорело. Что же теперь в память о былых отношениях Михаилу Гуцериеву отдавать все акции «РуссНефти»? Или лишаться шикарных гостиниц в Москве? Все что, как говорится, нажито непосильным трудом…

Из банчика в банки

Нажито действительно непосильным трудом, праведным ли нет, но Гуцериев собирал все свои активы (параллельно теряя их) больше 20 лет. Тот же Бинбанк был основан еще в начале 90-х. Легенда уверяет, что его название – это аббревиатура: «Братство ингушского народа». Правда, владельцы банка публично поддерживали иную версию: «Банк инвестиций и новаций». Интересно, что до некоторого времени об этой кредитной организации никто особо ничего не знал. Мало ли таких банчиков было в эпоху первоначального накопления капитала, тогда каждый более менее крупный бизнесмен заводил себе карманный банк для обслуживания своего бизнеса, а всего банков в стране тогда насчитывалось более 2000. В начале нулевых ситуация поменялась, Бинбанку досталось обслуживание финансовых потоков государственной нефтяной компании «Славнефть». Крупная удача, пропуск в большое банковское будущее. И никто особо не обращал внимания на то, что президентом «Славнефти» как раз устроился владелец Бина Михаил Гуцериев…

После этого Бинбанк приобрел федеральный масштаб и спокойно развивался, пока неожиданно не ушел в стремительный рост. Причем, «рост» — это не просто подходящее слово, Бин стал санатором банков группы «Рост», получив на это около 35 миллиардов рублей от Агентства по страхованию вкладов. А вскоре банк совершил новое приобретение, купив МДМ, по некоторым оценкам он обошелся Шишханову и его дяде Гуцериеву в 17 миллиардов рублей. Была и еще одна интересная сделка: в разгар украинских событий семье достался Москомприватбанк, дочка банка украинского бизнесмена Игоря Коломойского. Владельцы Бина почти и не скрывали, что это был скорее политический ход, в расчете на лояльность властей. В общем, подстраховались и начали бешеными темпами выращивать банковского монстра с активами в триллион рублей. Что, кстати, судя по отзывам клиентов, особо не повлияло на качество обслуживания, скорее наоборот: огромная очередь в отделении для Бинбанка стало нормой. А чего только стоит недавний рассказ клиента из Петербурга, который при отсутствии народа в отделении сидел в электронной очереди около часа… Это, конечно, мелочи, по сравнению с глобальными изменениями в жизни банка, но жизнь, как известно, из мелочей и состоит.

Ваши деньги – наши деньги

Страсть акционеров к гигантизму – только одна из причин краха Бинбанка. Основная кроется в другой их страсти: покупать все, что только можно купить. В первую очередь шикарную московскую недвижимость – всякие «Национали», «Мариотты» и прочие «Хилтоны». Эта забава стоит дорого, на нее нужно где-то взять деньги. Но ведь у группы «Сафмар» есть пенсионные фонды, где хранятся будущие пенсии россиян. Отличный источник для инвестиций. Бизнесмены планировали, что сегодня они возьмут эти «длинные» деньги, а потом заработают и вернут с процентами. Но либо способности у них оказались не столь блестящие, либо время у нас сейчас такое, а только деньги они вернуть не смогли. А может быть не успели, потому что с этого года ЦБ ужесточил требования к вложениям пенсионных денег и огромную финансовую дыру пришлось срочно затыкать. Нужно было либо быстро распродавать свою собственность, либо взять деньги в родном банке. Конечно же, выбран был второй вариант.

И как недавно сообщили СМИ со ссылкой на письмо первого зампреда ЦБ Дмитрия Тулина, Бинбанк прокредитовал сторонний бизнес своих акционеров больше, чем на 700 миллиардов рублей. Красивая цифра, а особую красоту ей добавляет то, что это 700% от собственного капитала банка. Ни о каких банковских нормативах тут даже речи не идет, все нарушено так, что дальше то и некуда. Впрочем, удивляться нечему. Известно, что российские банкиры по сложившейся традиции считают клиентские деньги своими и берут их, когда понадобится и в том объеме, что считают нужным. Ну а насчет отдать – см. выше, похоже, отдавать никто ничего не собирается. Это, кажется, стало исключительно делом регулятора. Он, конечно, списал депозиты акционеров, но как уже было упомянуто – это всего лишь миллиарды рублей, в то время как потрачены сотни миллиардов.

БИНго!

Всегда считается, что если банк большой, значит закрыть его нельзя, слишком много людей пострадает. Наверное, так оно и есть. Вот только, зачем государству нужен еще один огромный банк? В ЦБ заявляли, что, скорее всего, объединят Бин и «Открытие», а значит, получится еще один монстр, на который финансовые власти потратят несколько лет и огромные деньги. Но почему бы сейчас не избавиться от этой «болезни прямой кишки»? Да, потратить деньги, вернуть все клиентам, закрыть все долги, списать все, что можно безболезненно для экономики списать. Но перевернуть страницу и спокойно жить дальше. Ан нет, ЦБ во главе с Эльвирой Набиуллиной с каким-то мазохизмом несколько лет смотрел на то, как из самых крупных частных банков страны выводят деньги. А теперь с болью в сердце раскошеливается и создает нового монстра. Неужели мало Сбера, ВТБ (со всеми его «Почтой Банком», бывшим «Банком Москвы» и так далее), Газпромбанка и других кредитных гигантов с госучастием?

Правда, регулятор оптимистично заявляет, что сейчас он оздоровит эти банки и с успехом продаст на рынке. Иных комментариев к этому, кроме «ну-ну» и нет. Какой нормальный бизнесмен сейчас будет покупать банк? Есть предположение, что регулятор помучается с новым своим банком, помучается, да и прикроет его. Ибо рыночной нужды в нем как не было, так и нет. А существовали эти банки исключительно для того, чтобы удовлетворять амбиции своих акционеров. И, видимо, все сейчас настолько удовлетворены, что спокойно живут своей жизнью и на свободе. Причем, никто никуда не убежал. Тут два варианта. Либо акционеры кристально честные ребята. Либо Родина настолько ценит этих граждан, а эти граждане настолько ценят свою Родину, что можно прикрыть на некоторые их поступки глаза. Кстати, Эльвира Сахипзадовна, а не учредить ли персонально для них заодно какие-нибудь ордена? Что-нибудь вроде «Орден Дружбы с Центробанком».

versia.ru

 

Прогноз ценовых колебаний с 30 октября по 3 ноября 2017 читайте здесь.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 25 ноября 2024
Отказ от импорта нефти из России станет возможным после завершения модернизации Трансальпийского нефтепровода, который связывает Германию, Италию и Чехию.
Египет пересматривает потребности в импорте СПГ
Египет, который недавно отклонил несколько прибывших партий сжиженного природного газа, пересматривает свои потребности в импорте энергоносителей на фоне падения внутреннего спроса на электроэнергию и стремления сократить расходы.