Энергоэффективность в 2017 году
Проводимая в текущее время политика по сбережению энергии максимально способствует совершенствованию энергетической безопасности, а также экономическому росту и улучшению состояния окружающей среды.
Несмотря на недавнее падение цен, увеличение производительности в энергетической сфере существенно повлияло на показатели спроса на энергию, сокращение затрат потребителей, снижение выбросов вредных веществ в атмосферу и повышению безопасности энергосистем.
Тем не менее, мировые процессы затормаживаются из-за того, что нынешняя политика во многом устарела, а новая ещё не разработана. Если мир приближается к популяризации чистой энергии, то и мировая политика в сфере энергетики должна измениться. Однако, низкие темпы имплементации новых политик влекут риск замедления развития энергетической отрасли.
Энергоемкость мировой экономики продолжает сокращаться
Энергоемкость мировой экономики — показатель, выражающийся в количестве необходимой первичной энергии для создания единицы внутреннего валового продукта (ВВП). В 2016 году он сократился на 1.8%. С 2010 года энергоемкость сокращалась, в среднем, по 2.1% в год.
Рис. 1 Изменение энергоемкости мировой экономики
Изменения энергоемкости существенно отличаются по странам и регионам. В Китае энергоемкость сокращалась существенно быстрее, что является следствием реализации политики по повышению энергоэффективности. Если бы не Китай, то в 2016 году энергоемкость улучшилась бы только на 1.1%.
Улучшение энергоемкости является главной причиной того, почему с 2014 года показатель выброса углекислого газа в атмосферу остается на прежнем уровне. Снижение энергоемкости компенсировало три четверти от показателя выбросов вредных веществ в атмосферу, вызванных ростом ВВП. Еще четверть потенциальных выбросов, вызванных ростом ВВП, была компенсирована переходом к возобновляемым источникам энергии и другим видам топлива с малыми значениями выбросов вредных веществ.
Рис. 2 Факторы, влияющие на выброс углекислого газа с 2014 по 2016 годы
Сокращение показателя энергоемкости означает, что стал возможен больший прирост ВВП за одну единицу энергии. То есть, энергоэффективность возросла. Разница между фактическим ВВП и гипотетическим ВВП, в случае, если бы энергоемкость осталась на прежнем уровне, составляет $2.2 трлн. в 2016 году. Это вдвое больше ВВП Австралии.
Энергоэффективность помогает изменить облик всей энергетической отрасли
Если бы с 2000 года показатель энергоэффективности не возрос, то в 2016 году мир потребил бы в общей сложности на 12% больше энергии. Это как если бы к мировому рынку добавить ещё один Евросоюз.
Среди членов Международного энергетического агентства увеличение энергоэффективности привело к рекордным показателям энергопотребления в 2007 году и к последующему их падению до уровней, не виданных с начала 1990-х годов.
Энергоэффективность способствует улучшению энергетической безопасности
Увеличение энергоэффективности с 2000 года позволило членам IEA сэкономить $50 млрд. затрат на импорт энергоресурсов в 2016 году.
Если бы энергоэффективность оставалась на прежнем уровне, то в Японии импорт нефти в 2016 году был бы на 20% больше, а импорт газа — на 23%.
Особенно влияние энергоэффективности на импорт природного газа стало заметно в Европе. В Германии и Великобритании, крупнейших газовых рынках Европы, увеличение энергоэффективности с 2000 года повлекло экономию в размере, эквивалентном 30% от общих поставок газа в Европу из России.
Рост показателей энергоэффективности также улучшил энергобезопасность, так как снизились дневные пиковые уровни спроса на газ. Если бы уровень энергоэффективности остался прежним, то Великобритании и Франции пришлось бы потратить на 240 миллионов кубических метров газа в день больше в периоды пикового спроса.
Улучшение энергоэффективности сократило расходы домашних хозяйств на энергию
Рост энергоэффективности с 2000 года помог домашним хозяйствам ряда крупнейших экономик мира сэкономить около $300 млрд. от расходов на энергию в 2016 году. Например, в Германии, Франции и Великобритании тарифы на электроэнергию были в среднем на $400 меньше, чем если бы за период с 2000 года энергоэффективность не возросла.
Экономия также стала возможна в крупных развивающихся экономиках, где наблюдается рост спроса на энергию. Например, среднее домашнее хозяйство в Китае потратило бы на 25% больше денег для оплаты энергии в 2016 году.
Рис. 3 Экономия домашних хозяйств на энергии благодаря повышению энергоэффективности с 2000 года
В 2016 году имплементация новых политик замедлилась, что поставило рост энергоэффективности под угрозу
Доля мирового потребления энергии, охваченная действием политики, предусматривающей увеличение энергоэффективности, возросла до 32% в 2016 году — это на 1.4 процента больше, чем в 2015 году. Тем не менее, 68% от общего мирового энергопотребления не охватывается данной политикой.
Рис. 4 Доля энергопотребления, охваченная действием обязательных требований к энергоэффективности
Индекс IEA Efficiency Policy Progress Index (EPPI), отражающий изменения в масштабах и в жесткости обязательных политик энергоэффективности с 2000 года, в 2016 году увеличился на половину пункта до 6.3. При этом, с 2010 года среднее увеличение рейтинга составляло 0.75 в год.
Замедление роста индекса EPPI произошло во многом из-за того, что всё меньше новых политик сбережения вступают в силу. Эта тенденция продолжается и в течение 2017 года. Китай с показателем EPPI 10.9 в 2016 году является мировым лидером в имплементации обязательных политик энергоэффективности. Китай ответственен за 70% от общего показателя роста данных показателей в период с 2000 по 2016 годы, в основном, вследствие введения в действие политик в промышленной отрасли страны.
Рис. 5 Вклад в рост индекса Efficiency Policy Progress Index
Усиление разработки и имплементации политики энергоэффективности может быть существенным, если текущий уровень прироста энергоэффективности останется на прежнем уровне либо возрастет. Для того, чтобы реализовать амбиции по увеличению энергоэффективности, правительствам стран придется в полной мере осознать важность разработки и введения в действие новых ещё более амбициозных политик.
Промышленность, строения и транспорт
Энергоэффективность в промышленной отрасли улучшилась благодаря более активному использованию систем энергетического менеджмента.
В период с 2000 по 2016 годы показатель необходимого количества энергии для производства единицы продукции в производственной отрасли сократился на 20%. Данный показатель в странах, являющихся членами IEA, и в иных крупных экономиках мира сократился практически в равной степени.
В некоторых особо энергозатратных отраслях промышленности, например, при производстве алюминия и цемента, средний показатель энергоэффективности значительно улучшился в результате развития производственных возможностей, особенно в странах с развивающейся экономикой. Новые заводы намного менее энергозатратны, чем старые.
Системы управления энергетикой, которые предоставляют возможность мониторинга потребления энергии и помогают определить способы улучшения энергоэффективности, применяются всё чаще. Это обусловлено рядом политических и финансовых стимулов.
Количество выданных сертификатов ISO 50001, отражающих мировой стандарт управления энергетикой, (разработан в 2011 году International Organization for Standardization) возросло практически до 12000 в 2015 году. Из них 85% выданы в Европе.
Энергоэффективность в строительстве улучшилась, но можно добиться большего
Энергоэффективность в строительной отрасли продолжает расти благодаря действию соответствующей политики и технологическим открытиям. Политика затрагивает, в основном, строительство самой структуры сооружений, но не систем охлаждения или отопления. Существует хороший потенциал для достижения еще лучшей экономии энергии посредством применения новых стандартов.
Возможно увеличить энергоэффективность на 10%-20% за счет применения нового осветительного и иного оборудования, которые доступны к приобретению уже сейчас.
В настоящий момент в мире наблюдается тенденция к снижению энергозатратности освещения. К 2022 году 90% внутреннего освещения по всему миру будет осуществляться за счет применения компактных люминесцентных ламп (CFL) и светоизлучающих диодов (LED).
Автомобильный рынок стремительно меняется благодаря политике энергоэффективности, развитию технологий и низким ценам на нефть
Разработчики политики энергоэффективности обращают пристальное внимание на стандарты энергоэффективности для грузовых машин, доля потребления топлива которых составляет 43% от общего показателя потребления топлива в автотранспортной отрасли.
В 2016 году лишь 16% энергии, потребляемой по всему миру грузовыми машинами, было охвачены политикой энергоэффективности.
Лидирующее положение занимают стандарты энергоэффективности в Канаде, Китае, Японии и США. Ожидается, что новые стандарты будут введены в ближайшие годы в Евросоюзе, Индии, Корее и Мексике.
Рис. 6 Объемы применения стандартов энергоэффективности в транспортной отрасли
В 2016 году продажи электромобилей, которые намного более экономичны, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания, возросли на 40%. Это произошло благодаря увеличению производственных мощностей, выпуску новых моделей электромобилей и улучшению их качества.
Однако, низкие цены на бензин привели к увеличению продаж менее экономичных крупных автомобилей, в частности, внедорожников. Это существенно влияет на мировые показатели энергоэффективности автомобилей.
Будущее энергоэффективности
Инвестирование в области энергоэффективности увеличилось в 2016 году. Рост составил 9% — до $231 млрд. Наибольшие показатели роста наблюдаются в Китае — 24%. При этом, абсолютные наибольшие показатели инвестирования до сих пор в Европе.
В 2016 году наибольшая доля инвестирования в отрасли энергоэффективности пришлась на строительство — 58%. Это касается как строительства сооружений, так и освещения.
Рис. 7 Инвестирование в области энергоэффективности
В 2016 году мировой рынок энергосервисных компаний вырос на 12% до $26.8 млрд. Крупнейшим рынком в данной области является Китай, который получает 60% от общемировых доходов. Другими крупными рынками энергосервисных компаний являются США (20%) и Европа (10%). В настоящий момент по всему миру в энергосервисных компаниях трудовую деятельность осуществляют более 1 миллиона человек.
Кроме того, во многих странах энергоэффективность стала предметом торговли. В 2016 году изменения в политике энергосбережения привели к тому, что экономия (в виде “белых сертификатов”) торгуется между производителями энергии, несущими обязанности по соблюдению определенной квоты экономии энергии. Цифровые технологии должны способствовать тому, что торговля энергоэффективностью станет доступна на электронных рынках.
Растет популярность устройств, помогающих сэкономить энергию
Количество устройств, которые применяются в домашних хозяйствах для экономии электроэнергии, стремительно растет. Эти устройства подключаются к энергосетям или другим устройствам и позволяют экономить энергию за счет более точного контроля потребления. К концу 2016 года по всему миру применялось уже полмиллиарда энергосберегающих устройств.
Существует большой потенциал для увеличения энергоэффективности в Индонезии
Индонезия является объектом особого внимания — это крупнейший потребитель энергии в Юго-Восточной Азии, рост экономики которого повлечет ещё большее увеличение спроса на энергию.
Ожидается, что применение текущей политики энергоэффективности поможет к 2025 году сократить энергопотребление в стране на 2%. Модернизация действующих политик и введение в действие новых может способствовать сокращению энергопотребления на 4.5%. Если бы не применение политик энергоэффективности, то правительству потребовалось бы тратить лишние 4.1 GW в год. При этом, имеется перспектива улучшения показателей энергосбережения в стране.
Увеличение энергоэффективности освещения и систем охлаждения
Переход на флуоресцентные лампы по правительственным программам за последнее десятилетие позволил Индонезийским потребителям сэкономить $3.3 млрд. в 2016 году. Сейчас всё более популярнее становятся светодиодные лампы. Ожидается, что на освещении Индонезийские потребители сэкономят к 2030 году около $560 млн.
Спрос на системы охлаждения воздуха в период с 2016 по 2020 годы удвоится. В 2016 году был введен стандарт производительности систем охлаждения, но в настоящий момент его эффект не заметен на рынке.
Серьезный потенциал увеличения энергоэффективности в транспортной отрасли Индонезии
Рис. 8 Экономия энергии в транспортной отрасли Индонезии до 2030 года
В Индонезии главным видом транспорта являются мотоциклы. Если бы активность введения мотоциклов на электродвигателях была доведена до уровня Китая, то Индонезия смогла бы сэкономить на $800 млн. больше к 2030 году за счет сокращения импорта нефти.
В то же время, 40% потребления энергии на транспорте в Индонезии приходится на грузовые автомобили. Если бы правительством были введены стандарты энергоэффективности аналогичные Китайским, то к 2030 году Индонезия смогла бы сэкономить $630 млн. В целом, потенциальная экономия энергии к 2030 году может составить эквивалент 75,000 баррелям нефти в день — это 13% от текущих показателей импорта нефти в Индонезии.