ОПЕК+ взяла паузу
Страны—производители нефти, договорившиеся в конце 2016 года о сокращении добычи, пока не собираются задумываться о возможном продлении этих мер. По итогам восьми месяцев действия соглашения ОПЕК+ они рапортуют о повышении цены — она оказалась на максимуме с марта 2017 года, $56,7 за баррель,— а также о сокращении запасов. И это при том, что не все страны полностью выполняют свои обязательства. Но эксперты уверены: о стабилизации на рынке говорить пока рано.
Ситуация на рынке нефти за последние два месяца улучшилась, решили вчера на пятой встрече мониторингового комитета по соглашению о заморозке добычи в рамках ОПЕК и не входящих в организацию стран (ОПЕК+). В частности, как отметил министр нефти Кувейта Эссам аль-Марзук, начали сокращаться запасы нефти и расти спрос. «Рынок уверенно идет по пути ребалансировки»,— считает он, и его поддержал генсек ОПЕК нигериец Мохаммед Баркиндо. Эти данные подтвердил и глава российского Минэнерго Александр Новак. «Мы видим снижение волатильности на рынке, мы видим, что цена Brent в первом полугодии 2017 года была выше, чем в первом полугодии 2016 года, на 30%»,— сказал он. Сейчас баррель Brent стоит $56,5.
Сокращать добычу ОПЕК и 11 не входящих в картель стран договорились в ноябре 2016 года. Изначально стороны решили заморозить производство на полгода на уровне 32,5 млн баррелей в сутки, но затем продлили сделку до конца марта 2018 года. Соглашение, по словам господина Новака, выполняется на 99%. А в августе страны ОПЕК+ даже превысили целевой уровень (116% от плана). Так, по данным ОПЕК, картель в августе снизил добычу нефти на 79 тыс. баррелей по сравнению с июлем — до 32,75 млн баррелей в сутки.
«Отличниками» снижения стали Саудовская Аравия, Ангола, Экваториальная Гвинея, Азербайджан, Судан и Бруней. В то же время обязательства не выполнял Ирак, добыча которого в августе составила 4,45 млн баррелей в сутки. Это на 113 тыс. баррелей ниже уровня октября, хотя страна обязана сократить производство на 210 тыс. баррелей в сутки. Также не снизили добычу до квоты ОАЭ и Алжир, а Иран и вовсе нарастил ее до 3,8 млн баррелей в сутки (на 50 тыс. баррелей выше квоты). Комитет обсуждал ситуацию еще в двух странах ОПЕК, которые в периметр сделки не вошли,— в Ливии и Нигерии (эти страны в связи со сложным положением освобождены от обязательств по снижению добычи и с начала года ее активно наращивают).
Но если Ливия, по словам Александра Новака, который провел встречи с представителями Триполи и Абуджи, далека от обычных уровней добычи (текущий объем — 900 тыс. баррелей в сутки), то Нигерия через полгода может присоединиться к соглашению. По словам министра нефти страны, она готова ограничить добычу нефти на уровне 1,8 млн баррелей. В августе добыча в Нигерии выросла до 1,66 млн баррелей в сутки.
Еще одним позитивным фактором влияния на цены является снижение запасов. В августе в странах ОЭСР, по данным Минэнерго РФ, они на 170 млн баррелей превышали средний уровень последних пяти лет, в то время как в начале года этот показатель был вдвое выше — 340 млн баррелей. В Минэнерго ожидают повышения спроса во втором полугодии 2017 года на 2 млн баррелей в сутки по отношению к январю—июню.
При таких оптимистичных результатах звучавшие еще недавно предложения о дополнительном снижении квот в рамках ОПЕК+ не поднимались. Также стороны решили, что обсуждать продление сделки рано. «На мой взгляд, реально к этому вопросу мы можем подойти обоснованно не раньше января 2018 года»,— уточнил глава Минэнерго РФ, отметив, что нужны будут данные мониторинга. Систему предлагал поменять и министр энергетики Саудовской Аравии, президент ОПЕК Халид аль-Фалих. По его мнению, необходимо включить в механизм не только данные добычи, но и экспорт, которые, по мнению министра нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино, коррелируются «не очень хорошо». Но экспортные показатели вчера согласились учитывать лишь как вспомогательные. Заметим, что РФ, сокращая добычу, наращивает экспорт: по данным ЦДУ ТЭК, поставки в дальнее зарубежье в январе—августе выросли на 3,6%, до 173,4 млн тонн, а внутренний рынок получил на 0,5% меньше (132,16 млн тонн).
Как отмечает Валерий Нестеров из Sberbank CIB, высокие цены на нефть могут быть временным явлением, связанным, например, с ураганами в Мексиканском заливе (это вывело с рынка около 70 млн тонн в годовом исчислении). Эксперт считает, что пока нет понимания, сколько нефти будет поступать на рынок, и не исключает, что цена скоро снова упадет. Правительство РФ в бюджет закладывает $40 за баррель Urals. По мнению господина Нестерова, на рынке с заключением сделки ОПЕК+ принципиально ничего не изменилось, но сейчас мнения стран разделились: кто-то предлагает продлить мораторий, кто-то — отменить, но во втором случае нет уверенности в том, что цена не рухнет на 20%.
Ежедневный прогноз ценовых колебаний на 25 сентября 2017