Единство и борьба противоположностей

Йемен — типичный пример того, что объединение двух ранее независимых стран в одну вовсе не означает создания единого государства и ожидаемой синергии. Северная и южная часть страны пока так и не смогли найти рецепта взаимовыгодного сосуществования. И неизвестно, найдут ли в будущем.

Исторически страна состоит из двух областей — собственно Йемена (с 1918 года независимого королевства, ранее находившегося под турецким контролем) и Хадрамаута (прибрежной полосы вдоль Аденского залива и Аравийского моря, до 1967 года бывшей под британским протекторатом). Для обеих вновь образованных стран была характерна слаборазвитая экономика, раздробленность на полунезависимые области, политическая нестабильность и богатый спектр повстанческих движений. Впрочем, Южный Йемен (сначала Народная Республика Южного Йемена, а затем — Народно-Демократическая Республика Йемен) располагала кое-каким наследием колонизаторов — предположительными месторождениями нефти и нефтепереработкой.

Но вернемся к истории региона.

В 1962 году умер король Йеменского Мутаваккилийского королевства, а спустя несколько дней армия произвела государственный переворот. Вскоре была провозглашена республика (естественно — под контролем военных); активную помощь стал оказывать Египет, что привело к напряженности в отношениях с Саудовской Аравией. А поскольку Южный Йемен продолжал оставаться под британским контролем, северяне начали активно поддерживать местные повстанческие движения (не без помощи все того же Египта).

Между тем, после получения Южным Йеменом независимости пришедшие к власти лидеры взяли курс на создание самостоятельного государства Первоначально двум Йеменам удавалось уживаться относительно мирно, но затем началась череда вооруженных конфликтов — между 1972 и 1987 годом их насчитывают минимум шесть. Столкновения происходили на фоне политической нестабильности в обеих странах.

В 1986 году в ходе наиболее серьезной вспышки насилия на Юге произошло ранее невиданное — вооруженные силы СССР, Великобритании и Франции объединили усилия в эвакуации жителей столицы Юга — Адена. Корабли держав вывезли около 10 тыс. беженцев.

В 1990 году, после многих лет взаимных обвинений, Северный и Южный Йемены объединились. Но, как выяснилось, объединение было непрочным. Уже к концу 2000-х годов в Хадрамауте начались сепаратистские поползновения, постепенно приведшие к новым повстанческим действиям. Не последнее место занимало то, что на Север, где располагается политический центр Йемена, уходила большая часть нефтяных доходов Юга.

Добыча нефти началась на севере и юге практически одновременно — в 1980-х годах. К настоящему времени на долю нефти приходится 70–75% доходов бюджета и до 90% экспортных поступлений. Решающую роль в добыче играют иностранные компании, которые работают в стране в рамках разного рода регулирующих соглашений.

Первые открытия жидких углеводородов произошли на севере и юге практически одновременно. В Хадрамауте нефть в 1982 году нашли советские специалисты, а в районе Маариба в 1984 году – американцы.

Достоверные запасы нефти Йемена в 1985 году оценивались в 500 млн баррелей, в 1990 году — в 2 млрд баррелей, в 2000 году — в 2,4 млрд баррелей, в 2010-2015 годах — в 3 млрд баррелей.

Промышленная добыча нефти с 1986 года неуклонно росла — 500 тыс. тонн в 1986 году, 8,7 млн тонн в 1990 году и пик в 2000 году. 21,3 млн тонн. В 2010 году объемы добычи снизились до 14,3 млн тонн, в 2015 году из-за боевых столкновений — вообще рухнули до 2,1 млн тонн (минус 67,8 процента к показателю предыдущего, 2014 года).

Добыча газа, несмотря на относительно небольшие запасы, также имеет для Йемена немаловажное значение. На 1988 год запасы составляли 100 млрд кубометров, в 1990 году — 200 млрд кубометров, а в 2000–2015 годах находились на уровне 300 млрд кубометров.

Добыча природного газа активно началась в 2009 году, составив 800 млн кубометров. Затем начался активный рост — 6,2 млрд кубометров в 2010 году, 9 млрд кубометров в 2011 году, 7,3 млрд кубометров в 2012 году, 9,9 млрд кубометров в 2013 году, 9,3 млрд кубометров в 2014 году. В 2015 году произошел резкий обвал добычи — до 2,5 млрд кубометров (минус 71,5 процента к 2014 году). Причина была аналогичной падению добычи нефти — в очередном обострении внутриполитической обстановки.

В 2005 году правительство Йемена одобрило соглашение с Total о создании проекта предприятия по сжижению природного газа. Мощность завода в Балхате на побережье Аравийского моря должна составить 6,5 млн тонн в год при общем объёме инвестиций в размере 3,7 млрд долларов в течение 25 лет. Первая очередь начала давать продукцию 15 октября 2009 года. Газ для сжижения поступает с месторождения «Маариб» (там имеется значительная «газовая шапка»), а сжиженный газ направляется в США и Южную Корею.

Аден 1965 г.

Нефтепереработка представлена главным образом заводом в Адене, построенным в 1952–1954 годах. Мощность завода составляет 5 млн тонн, а первоначальная стоимость определялась в 45 млн фунтов стерлингов. НПЗ имеет экспортную направленность, причем танкеры грузятся в море, получая топливо через сеть подводных трубопроводов общей протяженностью в несколько десятков километров. Из-за нестабильности в Йемене завод останавливает свою работу.

В районе Маариба мини-НПЗ работает с 1986 года.

По мнению экспертов, Йемен из-за своего удобного географического положения и наличия собственного экспортного НПЗ мог бы играть значительную роль в нефтяном бизнесе Аравийского полуострова. Но для этого необходимо как минимум полное «замирение» всех противоборствующих сторон в государстве. Ожидать же этого в ближайшее время сложно.

neftianka.ru

 

Прогноз ценовых колебаний с 21 по 25 августа 2017 читайте здесь.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
WSJ: американский бизнесмен хочет купить подорванный «Северный поток — 2» (Видео)
Возможность купить «Северный поток-2» может появится в случае банкротства его оператора Nord Stream 2 AG.
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»