Азербайджан может стать крупной транзитной страной

Азербайджан в ближайшие годы может стать ведущей страной региона не только по добыче нефти и природного газа, но и в вопросе транспортировки энергоносителей из Каспийского бассейна на мировые рынки. По крайней мере, крупные компании, работающие на казахстанских месторождениях, стали склоняться к выбору Азербайджана для транспортировки нефти, нежели России. И в этом направлении работа идет полным ходом.
Сенат (верхняя палата) парламента Казахстана в четверг на пленарном заседании одобрил законопроект о ратификации договора республики с Азербайджаном о транспортировке нефти по системе Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), сообщил корреспондент агентства «Интерфакс-Казахстан», присутствовавший на заседании. Ранее сообщалось, что 26 марта данный законопроект был одобрен мажилисом (нижней палатой) парламента. Теперь документ считается принятым и будет направлен на подпись главе государства.
В рамках реализации проекта на Казахстанском побережье Каспийского моря предусматривается создание новой нефтетранспортной инфраструктуры, а также строительство нефтепровода Ескене-Курык, новых мощностей и расширение морского порта Курык, откуда затем нефть в танкерах по Каспийскому морю будет доставляться в систему БТД на территории Азербайджана. Ресурсной базой для Казахстана станут месторождения Кашаган на шельфе Каспия, которое разрабатывает консорциум иностранных инвесторов Agip KCO, и Тенгиз, разрабатываемое СП «Тенгизшевройл» (ТШО). Финансирование проекта планируется за счет привлечения внешних инвестиций.
Договор между Казахстаном и Азербайджаном о поддержке и содействии транспортировки нефти из Казахстана через Каспийское море и территорию Азербайджана на международные рынки посредством системы БТД был подписан президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в Алматы 16 июня 2006 года. В январе прошлого года национальная нефтегазовая компания Казахстана «КазМунайГаз», участники Agip KCO и ТШО подписали меморандум о взаимопонимании основных принципов сотрудничества по проекту создания казахстанской каспийской системы транспортировки углеводородов (ККСТ) на мировые рынки. Управляющий директор «КазМунайГаз» Каиргельды Кабылдин сообщал тогда журналистам, что общая стоимость создания ККСТ оценивается в 3 млрд. долларов.
Как отмечалось тогда же в сообщении пресс-службы «КазМунайГаз», планируется, что «казахстанская каспийская система транспортировки обеспечит на начальном этапе транспортировку (через БТД на мировые рынки — ИФ) 25 млн. тонн нефти в год с последующим увеличением до 38 млн. тонн в год». Сообщалось также, что «проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию казахстанской каспийской системы транспортировки планируются к началу добычи на Кашагане в 2010-2011 годах».
Между тем президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев в августе 2007 года сообщал журналистам, что «КазМунайГаз» и ГНКАР создают на паритетных началах совместное предприятие в рамках создания Транскаспийской системы поставок углеводородов. «Мы подписали соглашение, где «КазМунайГаз» и SOCAR (аббревиатура ГНКАР на английском языке) создают совместную компанию для выполнения этих работ. Это строительство портов в Курыке (на Казахстанском побережье Каспия), танкеров и совместного терминала в Баку и подключение к БТД», — сказал Р.Абдуллаев.
Вместе с тем, по его словам, «КазМунайГаз» и ГНКАР рассматривают возможность строительства в будущем трубопровода от Баку до Черного моря для транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки. «Сейчас заканчивается проект по увеличению мощности (БТД) до 1,2 млн. баррелей в сутки и есть программа увеличить ее до 1,8 млн. БТД нужно расширить. Есть у нас другие в дальнейшем планы увеличения мощности Баку-Тбилиси-Джейхан, когда казахстанской нефти будет больше. Мы можем построить трубопровод от Баку до Черного моря. Мы это тоже рассматриваем совместно», — сказал Р.Абдуллаев, добавив, что «есть терминалы, которые находятся на Черном море, для перевалки казахстанской нефти».
Протяженность нефтепровода БТД составляет 1767 км, из них в Азербайджане — 443 км, в Грузии — 248 км, в Турции — 1076 км. Пропускная способность трубопровода — 50 млн. тонн нефти в год. Участниками проекта являются: BP (30,1%), ГНКАР (25%), Unocal (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), Eni (5%), Itochu (3,4%), ConocoPhillips (2,5%), INPEX (2,5%), Total (5%) и Amerada Hess (2,36%).
ТШО разрабатывает крупнейшее в мире нефтяное месторождение Тенгиз, расположенное в Атырауской области (запад Казахстана). В настоящее время участниками этого СП являются американские ChevronTexaco Overseas (владеет 50%-ной долей) и ExxonMobil Kazakhstan Ventures Inc (25%), Казахстан — через национальную компанию «КазМунайГаз» (20%), а также российско-американское СП LUKArco (5%). Сейчас ТШО производит порядка 300 тыс. баррелей нефти в сутки, что превышает 20% от общей добычи нефти в Казахстане.
Agip KCO реализует Северо-Каспийский проект, в рамках которого разрабатывается ряд перспективных нефтяных месторождений в казахстанском секторе шельфа Каспия, самым крупным из которых является Кашаган. В настоящее время состав участников Agip KCO выглядит следующим образом: Eni (единый оператор проекта), Total, ExxonMobil, Royal Dutch/Shell имеют по 18,52% долевого участия, ConocoPhillips — 9,26%, Inpex и «КазМунайГаз» — по 8,33%. Между тем в январе этого года участники Agip KCO договорились об увеличении доли «КазМунайГаза» в Кашаганском проекте до 16,81%. Согласно договоренности, Казахстан на пропорциональной основе выкупит дополнительную долю у всех существующих акционеров проекта за 1,78 млрд. долларов плюс проценты. При этом всеми участниками консорциума Agip KCO будет создана новая компания, которая станет оператором Кашагана. Сделку планируется завершить в мае этого года.
Согласно соглашению о разделе продукции (СРП), подписанному в 1997 году и рассчитанному на 40 лет, в контрактную территорию буровых работ консорциума входят четыре нефтеносные структуры: Кашаган, Каламкас, Актоты, Кайран. Эти структуры состоят из 11 морских блоков, занимающих территорию примерно в 5,6 тыс. кв. км. Извлекаемые запасы нефти Кашагана оцениваются как минимум в 7-9 млрд .баррелей, а общие геологические запасы нефти этой нефтеносной структуры — в 38 млрд. баррелей. По последней информации, начало коммерческого освоения Кашагана начнется не ранее 2009-2010 годов («Интерфакс-Казахстан»).
Особенно внимательно стоит отнестись к заявлениям о возможности строительства нового трубопровода. Не стоит забывать, что у азербайджанской стороны в направлении грузинского порта уже действует трубопровод Баку-Супса, и также надо учитывать возможности транспортировки нефти по железной дороге.
Кстати, в мае из грузинского порта Супса будет отгружена партия азербайджанской легкой нефти в объеме 80 тыс. тонн — первая после завершения ремонта трубопровода Баку-Супса, который простаивал с осени 2006 года, сказал высокопоставленный представитель Государственной нефтяной компании Азербайджана («Тренд»).
Протяженность трубопровода Баку-Супса составляет 827 км. Мощность прокачки — свыше шести млн. тонн в год. В апреле ВР завершила строительные и ремонтные работы на трубопроводе Баку-Супса. В настоящее время проводятся работы по предэксплуатационному тестированию трубопровода. ВР Azerbaijan является оператором Азербайджанской международной операционной компании (АМОК), которая в свою очередь оперирует нефтепроводом Баку-Супса.
Германская компания MLG по заказу ВР завершила строительство обходного участка нефтепровода протяженностью около 1 км в районе грузинской местности Зестафони. АМОК провела на участке трубопровода в этом районе мониторинг движения почвы. Был зафиксирован небольшой сдвиг, что привело к необходимости строительства обходного участка трубопровода. В ходе работ на трубопроводе на территории Азербайджана был снова сооружен один из переходов трубопровода через реку Кура. Кроме того, были проведены работы на участке нефтепровода, построенного на территории Грузии еще в советское время.
Впрочем, заявления о возможности строительства нового трубопровода можно рассматривать и в контексте все возрастающих противоречий иностранных компаний по добыче нефти в Казахстане с российскими чиновниками по транспортировке нефти из этой страны в российский черноморский порт. Как мы отмечали недавно, даже Chevron предупредил Россию о намерении прокачивать добываемую «Тенгизшевройл» казахскую нефть через Азербайджан и Грузию в случае отсутствия прогресса в переговорах о расширении Каспийского трубопроводного консорциума, пишет РБК daily.
Как заявил 21 апреля на конференции в Стамбуле вице-президент и глава российского представительства Chevron Иэн Макдоналд, решения о расширении КТК нет с 2002 года, поэтому компания озаботилась созданием альтернативного «южного» маршрута по транспортировке казахской нефти. По мнению Макдоналда, решение о расширении КТК следует принять уже сейчас, чтобы проект был завершен до конца 2013 года.
Ответ российского госчиновника на эти заявления был более чем жестким. Заместитель министра промышленности и энергетики РФ Андрей Дементьев считает, что у России заинтересованности в форсировании расширения КТК нет: для заполнения его первой очереди достаточно российской нефти. «Мы готовы договариваться о взаимовыгодных вариантах, но разговор в режиме шантажа нам мало интересен», — говорит он. Чиновник подчеркивает, что расширение КТК будет напрямую увязано с достижением проектом рентабельности («NEWSru.com»).
Румыния, Сербия и Хорватия во вторник в Бухаресте подписали соглашение о строительстве нефтепровода Констанца-Триест, сообщило агентство Thomson Financial. Между тем, Словения и Италия еще не подтвердили свое участие в проекте. Соглашение предусматривает создание компании для строительства нефтепровода стоимостью 3,5 млрд. евро (5,6 млрд. долларов) между румынским портом Констанца и итальянским Триестом («Интерфакс»-АНИ).
Участниками новой компании, которая в течение 45 дней будет зарегистрирована в Лондоне, станут румынские Conpet и Oil Terminal, сербская Transnafta и хорватская Janaf. Из 2100 акций компании на долю Conpet и Oil Terminal придется по 350 штук, Transnafta и Janaf получат по 700. Сооружение нефтепровода протяженностью 1319 км, как ожидается, позволит стабилизировать ситуацию в черноморских проливах Босфор и Дарданеллы, перегруженных танкерами. Таким образом, этот нефтепровод является конкурентом проекта с участием России — нефтепровода Бургас-Александруполис из Болгарии в Грецию. Проект панъевропейского нефтепровода получил поддержку Евросоюза. Технико-экономическое обоснование проекта предусматривает три варианта мощности нефтепровода — 40 млн. тонн, 60 млн. тонн и 90 млн. тонн.
Отметим, что Азербайджан от транзита казахстанской нефти на мировые рынки может получить весьма солидные дивиденды. И в споре с российским направлением у азербайджанского маршрута весьма внушительное преимущество, которое заключается в том, что азербайджанское правительство не противник строительства частных трубопроводов на своей территории.
Об этом пишет «Зеркало».
Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Турция хочет вывести нефтяные госкомпании на фондовую биржу
Анкара планирует через IPO сделать публичными четыре государственные энергокомпании
Экономические проблемы Европы могут усугубиться из-за роста цен на электроэнергию
В Италии цены на электроэнергию выросли до четырёхмесячного максимума