Круглый стол по бензину: тюменцы не откликнулись

Автомобиль — это роскошь, а не средство передвижения. В этой истине автовладельцев убеждают как на дрожжах растущие цены на бензин. Вроде бы замершие в начале года, весной они ринулись вверх с удвоенной силой. На юге Тюменской области резкий рывок цены на горючее совершили в начале апреля, когда топливо подорожало в среднем на 1,5 рубля. С чем связано подобное удорожание бензина и чего ждать автолюбителям в ближайшем будущем, попытались выяснить руководители Союза автолюбителей Тюмени, которые организовали круглый стол по «бензиновой» теме.
Однако широкого спектра мнений, как и бурного интереса общественности, увидеть не удалось — представители управления по защите прав потребителей, территориального управления федеральной антимонопольной службы, а также компаний, реализующих нефтепродукты на территории региона, на встречу не явились. Не заинтересовало мероприятие и рядовых автовладельцев — обсудить весьма актуальную тему пришли только журналисты. На интернет-форумах тема вызвала ажиотаж, однако в реальности все оказалось иначе, посетовал председатель правления Союза автолюбителей Владимир Раков. «Можно много говорить, но ничего не делать», — сокрушался он. Остается только догадываться, почему столь актуальная тема не привлекла тюменцев: то ли автовладельцы действительно смирились с политикой нефтяных гигантов, то ли уверены в тщетности любых мер, то ли попросту пассивны
Как сообщает Вслух.ру, ситуацию, сложившуюся на рынке реализации нефтепродуктов, объяснил собравшимся единственный эксперт, пришедший на мероприятие, — президент Тюменского топливного союза Юрий Мельников. Россия как одна из самых крупных нефтедобывающих стран в мире имеет очень большой экспортный график, во многом бюджет страны зависит от экспорта нефти и газа. При высоких ценах на черное золото и относительно низкой экспортной пошлине на нефть и нефтепродукты компаниям выгоднее отправлять сырье на экспорт, нежели реализовывать на внутреннем рынке. В результате, в стране возникает дефицит нефтепродуктов и цены подтягиваются к экспортным. В ближайшее время объем экспорта вырастет еще сильнее в связи с началом навигации. Кроме того, с середины марта наступил период повышенного спроса на нефтепродукты, который обостряет дефицит, цены опять же растут.
Если завтра нефть резко подешевеет, то и внутренние цены упадут, заявил Юрий Мельников, однако и цены на нефть, и на нефтепродукты сегодня спекулятивные, добавил эксперт. Аналитики и нефтяники в голос заявляют, что нефть не может стоить больше 80 долл. за баррель. Спекулятивная цена, в свою очередь, является следствием кризиса в мировой экономике, который подстегивает инвесторов вкладывать свободные средства в золото, платину и энергоресурсы.
Искусственный дефицит нефтепродуктов на рынке создают и сами НПЗ, встающие на профилактику в пиковый период. Топливный союз уже не раз обращался в антимонопольную службу и МЭРТ с предложением установить график ремонтов НПЗ, поделился Мельников.
В свою очередь никакого механизма регулирования цен на нефтепродукты у государства нет, заявил эксперт. Российский топливный союз не раз писал письма в МЭРТ, обращался к премьер-министру, но ответа не последовало. Единственный выход — создавать условия для падения цен. Топливный союз, в частности, предлагал повысить экспортную пошлину на нефтепродукты, чтобы добывающим компаниям было менее выгодно отправлять нефтепродукты за рубеж. Еще один не слишком эффективный метод — создание сырьевой биржи, которая недавно заработала в Санкт-Петербурге, но нефтяные компании не заинтересованы реализовывать нефтепродукты таким путем. У них есть долгосрочные контракты.
Розничная цена зависит в первую очередь от оптовой цены, поэтому регулировать нужно именно их, убежден председатель Тюменского топливного союза. На сегодняшний день в руках государства и крупных нефтяных компаний сосредоточено 80% всех НПЗ. Нефтяные госкомпании добывают 70% всей нефти в стране. Выходит, что государство само заинтересовано в высокой цене на бензин, в этой ситуации собирается больше налогов, высказал мысль Юрий Мельников. Законодателями цен по Тюменской области являются Омский НПЗ и Сургутский ЗСК. За март они пять раз поднимали оптовые цены на нефтепродукты, на бензин марки Аи-92 оптовая цены выросла за март на 2500 руб., привел пример Мельников.
Как ни странно, уровень доходности на АЗС не такой уж высокий — 7-8%. Между тем наценка в тех же продуктовых магазинах доходит до 40%. Независимым сложно выжить в таких условиях, пожаловался Юрий Мельников. Дело в том, что нефтяная компания получает прибыль не с продажи нефтепродуктов, а добытой нефти, поэтому может себе позволить делать розничные цены на нефтепродукты дешевле оптовых. И такие прецеденты есть. На Сахалине и Камчатке Роснефть торгует оптом дороже, чем в розницу. Тем самым она нарушает антимонопольное законодательство, выживая независимых.
Переходить на газ тоже не выход. Во-первых, голубое топливо дорожает не меньшими темпами, чем бензин, а во-вторых, перевод автомобиля на газ создает неудобства при его эксплуатации — сложнее приобрести детали, машина снимается с гарантии, быстрее летят запчасти, да и с экологической точки зрения этот способ проигрывает традиционному, рассказал Владимир Раков.
Сам Юрий Мельников отказался делать прогнозы, но вывод напрашивался неутешительный — бензин уже вряд ли подешевеет и, скорее всего, будет дорожать. Если страна пересядет на велосипеды и не будет покупать бензин по завышенной цене, только тогда нефтяные компании зашевелятся и будут что-то делать, но это вряд ли произойдет, отметил эксперт. «Можно, конечно, написать обращение, но по моему опыту никто на них не реагирует», — добавил Юрий Мельников.
Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Европейский газ дорожает почти до максимума за год
Европейский природный газ продолжил ралли, достигнув максимума за год на фоне эскалации геополитической напряженности, когда силы Украины впервые обстреляли британскими крылатыми ракетами военные объекты на территории России.
Der Spiegel: Берлин был осведомлен о подготовке подрывов «Северных потоков»
Власти Германии были осведомлены заранее о подготовке подрывов российских газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2»