Нефть ждет новой войны в Персидском заливе

Текущее состояние дипломатического конфликта между Катаром и другими странами Персидского залива окажет незначительное влияние на мировые рынки, однако потенциально возможное в перспективе его перерастание в военное столкновение между арабскими государствами способно привести к росту нефтяных цен из-за дестабилизации одного из ключевых регионов добычи «черного золота». Об этом рассказали сегодня «Вестнику Кавказа» эксперты-энергетики, комментируя скачки нефтяных котировок.

Доцент ВШКУ РАНХиГС, старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов обратил внимание, что ценовый скачок сразу после разрыва дипломатических отношений между Катаром и Бахрейном, Египтом, ОАЭ и Саудовской Аравией (и присоединившимися к ним Йеменом и Мальдивами) закончился еще вчера. «День закончился минусом, и продолжения падения на этой теме мы пока не видим. Напомню, что в 2014 году были схожие проблемы во взаимоотношениях арабских стран, тогда из Катара отзывались послы, и это никак не повлияло на ценовую конъюнктуру, то есть цены на нефть продолжали падать. Сейчас мы видим схожую ситуацию, рынок повторяет эту историю», — уверен он.

По словам Ивана Капитонова, на рынок по-прежнему угнетающе действует пессимизм, возникший после слишком слабого продолжения сделки с ОПЕК. «Подписание договора о продлении текущих квот на добычу вместо договора о дополнительном снижении квот довлеет над рынком и еще пока не отработано рынком полностью. В целом, рынок сейчас склонен вернуться к котировкам до встречи РФ и Саудовской Аравии, то есть примерно $48 за баррель. То есть падение продолжится. Ситуация с Катаром совсем чуть-чуть была отработана рынком и очень быстро скорректировалась вниз», — отметил доцент ВШКУ РАНХиГС.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков подчеркнул, что ситуация может измениться в зависимости от развития конфликта между арабскими государствами. «Если события будут идти в русле дипломатического конфликта, скорее всего, никакого влияния на цены на нефть это не окажет. Однако возможны и иные сценарии: мы помним, что между Катаром и Саудовской Аравией уже был вооруженный конфликт, а сейчас есть опасения, что Катар усилит свои позиции неким альянсом с Ираном – и если все перейдет в военную фазу, возможно перекрытие Ормузского пролива. Это радикальный сценарий, но все боятся именно этого», — сказал он.

Основные опасения при этом приходятся на дестабилизацию Саудовской Аравии в результате военного конфликта. «Эр-Рияд как раз обвиняет Доху в том, что катарские шейхи провоцировали нестабильность в основных регионах добычи в Саудовской Аравии. Там проживает большое количество шиитов, а Катар вместе с Ираном якобы устраивает там провокации, да и вообще, будто бы Доха договорилась с Тегераном и властями Йемена о передаче основной нефтегазовой провинции Саудовской Аравии под контроль Катара, а значит, если конфликт будет разгораться, Катар пойдет именно по этому пути, вместе с Ираном организуя нестабильность в важнейших саудовских районах и подстегивая повстанческие движения в Йемене, – таковы обвинения Эр-Рияда», — изложил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

«Если Катар действительно так себя поведет и ему это удастся, сократятся добыча и экспорт из Саудовской Аравии, а цены на нефть пойдут вверх. Но это, конечно, более фантастический сценарий. Скорее всего, американцы выступят в качестве посредника, некоего регулятора и заставят обе стороны сесть и договориться между собой и уладить все это миром, потому что и в Саудовской Аравии есть большие американские базы, и сейчас у них отношения улучшились после визита Трампа, и в Катаре есть большая американская военная база. Американцам большой конфликт между Катаром и Саудовской Аравией не на руку», — напомнил Игорь Юшков.

По его мнению, резкий скачок цен к прежним уровням объясняется слишком слабым эффектом, произведенным на трейдеров дипломатическим скандалом. «Трейдеры сначала, конечно, обратили внимание на эту ссору, но быстро поняли, что она пока что не влияет на рынок, и, наоборот, начали продавать фьючерсы, которые до этого купили. Я думаю, что сейчас на рынок в большей степени будет влиять рост добычи в США, то есть те факторы, которые не зависят от ситуации в Саудовской Аравии и вообще на Ближнем Востоке. Все смотрят на объемы бурения в США на сланцевых проектах», — заявил эксперт.

Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев заметил что Катар не является значимым поставщиком нефти на мировой рынок. «Даже возможная блокада поставок Катара со стороны соседних стран не приведет к какому бы то ни было дефициту нефти на рынке. А сейчас, тем более, такая блокада никем не планируется. Разрыв дипломатических отношений, высылка граждан Катара из арабских стран на рынок нефти никакого влияния не оказывает. Единственное влияние на рынок углеводородов может быть по части СПГ», — ожидает он.

«Это произойдет в том случае, если Египет прекратит закупки катарского газа, на который приходится до 60% газового импорта Египта – но и это объемы не очень большие, которые способны вызвать незначительные колебания цен, что, кстати, наблюдалось вчера на американском и британском рынках. Но с точки зрения рынка нефти никакого влияния нет и вряд ли будет. Спекулянтов и инвесторов, которые работают на рынке, может напугать только угроза военных действий в Персидском заливе, которая мне кажется сейчас малореальной», — прогнозирует Алексей Белогорьев.

Старший аналитик «УралСиб» Алексей Кокин, комментируя перспективы нефтяных цен в связи с ситуацией вокруг Катара, призвал исходить из того, что это конфликт останется чисто дипломатическим и не перейдет в военную фазу. «В этом случае его влияние на нефтяной рынок, скорее всего, будет незначительным, потому что Катар сравнительно некрупный производитель нефти. Его квота сегодня в ОПЕК составляет порядка 600 тыс баррелей в день, и максимум, что может случиться в случае выхода Катара из этой сделки, — наращивание им добычи до предыдущего уровня, то есть плюс 30 тыс баррелей в день. Так что выход Дохи из сделки не повлечет существенного изменения конъюнктуры рынка», — пояснил эксперт.

Он уточнил, что Катар, производящий примерно треть всего мирового экспорта сжиженного газа, производит и довольно значительное количество конденсата, сравнимое с объемом производимой им же сырой нефти. «Но опять же конденсат привязан по объему к газу, и вряд ли здесь могут произойти какие-либо изменения из-за разрыва дипотношений», — указал старший аналитик «УралСиб».

«В более долгосрочной перспективе, если Катар не сможет получать товары и импорт через своих соседей из-за блокады, у него могут возникнуть проблемы с поддержанием инфраструктуры экспорта. Но это может случиться еще нескоро, да и к нефти прямого отношения не имеет. Даже если пофантазировать на тему того, что не все члены ОПЕК поддерживают блокаду Дохи, что могло бы привести к разногласиям внутри картеля, то надо иметь в виду, что Саудовская Аравия и ОАЭ, которые выступили инициаторами блокады, — это очень влиятельные члены ОПЕК. Не думаю, что развал сделки возможен исключительно из-за скандала вокруг Катара. Поэтому в целом катарское поведение на нефтяном рынке едва ли может повлиять на баланс спроса и предложения», — заключил Алексей Кокин.

Профессор кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Ольга Маликова пояснила, что, как и любой конфликт, текущее осложнение отношений между Катаром и странами Персидского залива может вызвать краткосрочное повышение цен на нефть, но в среднесрочной перспективе данная ситуация едва ли окажет существенное влияние на цены на нефть на мировом рынке.

«В течение последних двух лет на мировом энергетическом рынке наблюдается устойчивый избыток предложения углеводородов, обусловленный успешным применением новых технологий в сфере нефтегазодобычи, эффектом сланцевой революции. С учетом замедления темпов роста экономики Китая, сохранение невысоких цен на нефть представляется наиболее вероятным сценарием развития событий», — указала эксперт.

vestikavkaza.ru

Читайте наш прогноз ценовых колебаний с 5 по 9 июня здесь.

Про цены на нефть по сортам и базисам — здесь.

 

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
WSJ: американский бизнесмен хочет купить подорванный «Северный поток — 2» (Видео)
Возможность купить «Северный поток-2» может появится в случае банкротства его оператора Nord Stream 2 AG.
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»