Через два года чистая прибыль "Транснефти" вырастет более чем на 50%
Бизнес К 2008 году «Транснефть» увеличит протяженность своей трубопроводной сети почти на 10%, будет завершено строительство самого амбициозного проекта — нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан длиной 4000 км. При этом общие объемы перекачки нефти вырастут примерно на треть, с 10,1 млн баррелей в сутки в 2006 году до 13 млн баррелей в сутки, а оборот компании увеличится на 50%, до $11,9 млрд. Аналитики прогнозируют, что к тому времени рост тарифов «Транснефти» составит около 20%. С 1 октября текущего года средний тариф компании в очередной раз вырос на 2%. Всего же за текущий год они увеличатся на 9,7% — такую цифру утвердила «Транснефти» Федеральная служба по тарифам, а с 2000 года прокачка нефти подорожала на 250%.
Узкое место
По данным на 2000 год, протяженность отечественной государственной трубопроводной сети составляла 47,3 тыс. км, а на начало этого года она выросла всего до 48,7 тыс. км.
При этом добыча нефти выросла с 323,22 млн тонн до 485,86 млн тонн (прогноз ИК «Тройка Диалог» на 2006 год), а нагрузка на трубы увеличилась с 6,29 млн баррелей в сутки до 10,1 млн баррелей в сутки. Как неоднократно говорили представители компании еще пару лет назад, их мощности уже загружены на 100%, и дальнейшее увеличение экспорта, а также поставок по России практически невозможно.
За все эти годы было реализовано не так уж и много проектов по расширению пропускной способности нефтеносной сети. Среди них стоит выделить Балтийскую трубопроводную систему (БТС) — по «нитке» протяженностью около 500 км нефть Урала (Тимано-Печорское месторождение) и Западной Сибири дошла до портов Ленинградской области. Проектировка данного объекта была осуществлена еще в конце 1990-х годов, однако тогда возникли проблемы с финансированием. Первоначально планировалось, что проект станет международным, однако найти иностранных инвесторов так и не удалось. Дело сдвинулось с мертвой точки только в 2000 году, когда только что избранный президент Владимир Путин принял решение финансировать проект целиком за счет отечественных средств.
И стройка началась. Уже в 2001 году была запущена первая очередь терминала мощностью 12 млн тонн в год (стоимость проекта составила $540 млн), а сегодня его мощность достигла проектной отметки в 65 млн тонн в год. Всего же БТС обошлась стране в $2,2 млрд.
После того как нефть пошла по новой трубе в порт Приморск, альтернативные терминалы начали исключать из системы транспортировки. В 2003 году «Транснефть» полностью прекратила работу с Вентспилсом (Латвия), этот порт способен отгружать более 16 млн тонн нефти в год.
Постоянно падают объемы транзита российской нефти и в Таллине, это первый по пропускной способности нефтяной порт Прибалтики (до 21 млн тонн в год). Прибалтов отключают в том числе и по экономическим резонам: закачивать нефть в танкеры под Питером дешевле на $5-7 с тонны, нежели у них. Но это не единственная причина. «Принято решение на развитие наших нефтеналивных портов на Балтике, однако российский экспорт растет. Поэтому без терминалов прибалтийских государств пока что не обойтись, российские компании оттуда полностью не уйдут, в ближайшей перспективе мощностей отечественных портов будет недостаточно»,- считает аналитик Газпромбанка Михаил Зак.
В середине года «Транснефть» запустила еще один проект, но менее масштабный: было завершено строительство нефтепровода Баку-Новороссийск в обход территории Чечни. Труба стоимостью около $180 млн, протяженностью 329 км была предназначена для транспортировки азербайджанской, казахской и туркменской нефти. Однако говорить о повышении пропускной способности в данном случае не приходится: данный проект просто обезопасил компанию от потерь со стороны незаконного отбора горючего чеченскими сепаратистами.
Однако проблемы нехватки мощностей, прежде всего экспортных, оставались. И тогда российские нефтяные компании решили построить трубу сами: в 2003 году ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК, «Сибнефть» и потом присоединившийся к этому пулу «Сургутнефтегаз» предложили «сложиться» и протянуть нефтепровод Западная Сибирь-Мурманск протяженностью в 3600 км и стоимостью около $4,5 млрд. По нему в год должно было пойти более 80 млн тонн нефти — российские компании нацелились осваивать рынок США.
Однако власти одернули нефтяников: нефтепроводы в России могут быть только государственными, заявил тогдашний премьер Михаил Касьянов. Крупные нефтяные компании предложили реализовать проект на безвозмездной основе, но после серии переговоров идея как-то тихо «померла».
Русский с китайцем — братья навек
28 апреля 2006 года началось строительство самого масштабного нефтетранспортного объекта в России — трубы Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО). Маршрут магистрали пройдет через Иркутскую и Амурскую области до бухты Перевозная (Приморский край).
Ежегодно по этому трубопроводу будет транспортироваться до 80 млн тонн нефти. Общая протяженность магистрали- около 4000 км, ее стоимость — $16 млрд. Срок сдачи объекта- декабрь 2008 года, причем он не был перенесен даже после того, как маршрут изменился.
Трубу пришлось отодвинуть на 400 км от озера Байкал по требованию экологов, опасавшихся загрязнения озера. В результате этого нефтепровод стал длиннее на 370 км.
История со строительством этой ветки началась еще пять лет назад. Тогда между Россией и Китаем было подписано межправительственное соглашение, по которому наша страна обязана увеличить поставки нефти до уровня свыше 30 млн тонн в год. Пока что поставки идут по железной дороге: в 2005 году наша страна отправила в Китай 10 млн тонн нефти, начиная с текущего года объемы поставок возрастут до 15 млн тонн.
Этот график оказался под угрозой реального срыва в 2004 году. ЮКОС, у которого уже начались фатальные проблемы, заявил, что намерен сократить поставки в адрес китайской China National Petroleum Corp. В Москву тут же примчался премьер-министр Китая Вэнь Цзябао — ЮКОС обеспечивал 7% потребления нефти в стране или 400 тыс. метрических тонн в сутки. Китайцев успокоили: в Белом доме их заверили, что найдут альтернативного поставщика.
Таковым стал ЛУКОЙЛ. Ранее компания наотрез отказывалась работать по данному направлению, аргументируя свою позицию непомерно высокими тарифами РЖД. Однако по «просьбе» Белого дома Геннадий Фадеев нашел компромисс с господином Алекперовым, и цистерны пошли через границу. Однако в будущем году и здесь намечаются перемены: на 2007 год «Роснефть» подала заявку на транспортировку в Китай около 9 млн тонн нефти, то есть, скорее всего, основной игрок тут сменится. «Во-первых, «Роснефть» связана обязательствами, у них подписан контракт, согласно которому они до 2010 года должны поставить в Китай 48 млн тонн нефти. Во-вторых, ЛУКОЙЛу сейчас невыгодно экспортировать сырую нефть, рентабельность таких операций сегодня невелика, и они стараются по максимуму перенаправить ее на свои НПЗ. А у «Роснефти» такой возможности нет, вот они и гонят ее за границу, иных вариантов у них просто нет»,- пояснил начальник отдела анализа рынка акций Банка Москвы Владимир Веденеев.