Нефть и рубль – не в цене счастье?
В бурном новостном потоке последних дней из центра внимания как-то выпала ситуация сложившаяся на рынке нефти, а ведь именно она в наибольшей степени определяет стоимость российского рубля, инфляционные ожидания, развитие российской экономики и многие другие связанные с Россией вещи.
Как бы ни хотелось чиновникам отрапортовать о том, что российская экономика отвязалась от конъюнктуры нефтяного рынка, но факт остается фактом – нефтегазовые доходы в экспорте России составляют больше 50%. С учетом того, что при падении цены нефти снижаются и доходы от экспорта услуг, то зависимость от нефтяных котировок достигает уже 60%.
В принципе, будь рубль резервной валютой, то и разницы нет – сколько стоит нефть, занимай в долг и не грусти, но с рублем – это отдельная история, поэтому России без нефтегазовых доходов никак нельзя. В стране можно и нужно расширять спектр неторгуемых товаров и услуг, но экономической независимости без придания рублю статуса резервной валюты не достигнуть. Впрочем, даже такие страны, как Австралия и Канада, имеющие квази-резервные валюты, пострадали от падения нефтяных цен.
В этой связи нефтяные котировки приобретают для рубля определяющий смысл, гораздо более значительный, чем все остальные факторы, будь то арбитраж на процентных ставках, повышение ставки ФРС или снижение ставки Банком России. Тем более что, находясь в условиях санкций, Россия, с точки зрения западных спекулянтов, значительно потеряла свою привлекательность, и в этом смысле стране еще повезло, не будь санкций влияние «Carry trade» было бы куда более значительным, чем сейчас.
В начале марта нефтяной рынок подвергся ряду негативных факторов, как то увеличение прогноза добычи нефти в США, заявления о том, что Саудовская Аравия не будет продлевать договор о сокращении добычи, реинкарнация сланцевой добычи, исторически высокие запасы и т.д.
При этом, как это часто бывает – слухи оказались несколько преувеличенными. Действительно, Агентство энергетической информации США в марте, по сравнению с февралем, существенно повысило прогноз по добыче нефти в США. Теперь, в декабре 2017 года, прогнозируется добыча нефти на уровне 9.53 млн баррелей в сутки, а не 9.28 млн баррелей, как это планировалось в еще месяц назад (рис.1).
Однако не стоит забывать, что кроме повышения добычи, также был повышен и прогноз потребления нефти американской экономикой на 180 тыс. баррелей в сутки. Получается, что общее превышение добычи составит всего лишь 70 тыс. баррелей в сутки. Согласитесь, это уже не так впечатляюще, как кажется, если рассматривать добычу в отрыве от потребления.
Поэтому опасения в этой сфере мне представляются несколько преувеличенными, несколько в другом. Проблема в том, что эти опасения оказывают влияние на настроение спекулянтов, и это очень нехорошо.
На прошлой неделе спекулянты начали панические распродажи на фоне повысившихся до рекордных значений запасов нефти. Сегодня, в среду, данные от US EIA наоборот показали сокращение запасов, и нефть начала расти, но это уже не имеет значения, т.к. спекулянты уже начали продажи. Вопрос лишь в том, насколько новые данные о сократившихся запасах смогут остановить панику, и не получим ли мы по нефти «подскок дохлой кошки»?
Рис.1: Прогноз добычи нефти в США – март 2017. Источник US EIA
Спекулянты, которых часто называют главной проблемой цен на нефть, на самом деле таковой не являются. Исторически именно они покупают нефть, и именно им Россия обязана своим текущим благосостоянием. Проблемы начинаются тогда, когда спекулянты ударяются в крайности: чрезмерно продают или наоборот чрезмерно покупают.
Именно так произошло в этот раз, когда спекулянты накопили максимальную исторически длинную позицию в нефти, которая в начале марта на контракте WTI достигла уровня 586 тыс. контрактов. Отдельно следует заметить, что исторически максимальными длинные позиции в нефти стали уже в декабре и ожидать их сокращения можно было в любую минуту, но нефть продержалась еще два месяца.
Данную ситуацию хорошо представить в виде воздушного шарика, когда он уже значительно надут. Нам кажется, что шарик вот-вот лопнет, но он продолжает надуваться еще какое время, прежде чем взорвется от малейшего прикосновения. Собственно, закрытие длинных позиций и снижение цены могло произойти еще в январе – феврале, но шарик все это время продолжал надуваться.
Теперь же нефть получила несколько значительных уколов, и спекулянты начали спешно закрывать длинные позиции, фиксировать прибыли и избавляться от товара, в росте цены, которого они не уверены. Вы правда думаете, что после того как цена опустилась почти на 10%, есть какой-то фактор, который заставит спекулянтов вновь покупать нефть? Попробуйте склеить воздушный шарик.
Сейчас для роста нефти нужно чудо. Ну разве что Владимир Путин или король Саудовской Аравии объявят о сокращении в одностороннем порядке на 2 млн баррелей, или на рынке должно произойти что-то не менее весомое.
Другими словами, в настоящий момент нефть получила мощнейший драйвер снижения – закрытие исторически максимальных позиций спекулянтов, и остановить их будет очень сложно, потому как они ко всему прочему, почуяв тренд, начнут переворачиваться и будут продавать.
Технически, сценарии снижения нефти сейчас выглядят следующим образом.
Сценарий оптимистический: нефть WTI затормозит свое снижение и постепенно опустится до уровня $43.75, что для Brent будет означать достижение значений около $45.
Сценарий реалистический: нефть WTI опустится до уровня $41, что для Brent будет означать уровень 42, после чего нефть перейдет в диапазон и будет ожидать новостей о сокращении добычи.
Сценарий пессимистический: ефть WTIопустится до уровня $37.50или даже до уровня $34, и оттуда, скорее всего, вернется на уровни чуть выше $40,где и будет находиться, ожидая положительных новостей.
Все три сценария предполагают свое развитие в ближайшее время, в течение марта-апреля, и в этом смысле варианты прогноза цены нефти от US EIA кажутся мне излишне оптимистичными (рис.2). По крайней мере, не для ситуации марта – апреля. Я ожидаю, что средняя цена нефти в эти месяцы будет ниже, чем это предполагается US EIA.
Рис.2: Прогноз цены нефти до конца 2018 года. Источник US EIA
Так что с рублем спросите вы? С рублем все будет хорошо. Как заявил министр Минэкомразвития Максим Орешин, в 2017 году министерство ожидает средневзвешенную цену 67.50 рублей за доллар. Не буду загадывать на весь год, однако на март апрель можем посчитать.
Экспоненциальная математическая модель (рис.3) предполагает, что при стоимости нефти BRENT $58, стоимость рубля составляет $57, так, что не о какой перекупленности рубля речи не идет, т.к. при такой цене рубль сбалансирован, и «carry trade» здесь ни при чем.
Рис.3: Модель взаимодействия нефти BRENT и курса доллара США в рублях. Источник US EIA
Как следует из модели, при оптимистическом сценарии курс рубля должен снизиться до 65 рублей за доллар, при реалистическом сценарии до 68 рублей, а при пессимистическом сценарии до 72 рублей. Еще пару рублей к курсу могут добавить интервенции Минфина, предполагаемое снижение ставки ЦБ, а также отток капитала с российского рынка акций.
Подводя итоги данной статьи, с большой долей вероятности можно предположить, что в марте – апреле 2017 года, рубль претерпит снижение и вновь поднимется выше уровня 60 рублей за доллар США.
В свою очередь снижение нефти, если конечно оно произойдет, будет продолжаться примерно до середины апреля – конца мая, пока лидеры нефтедобывающих стран не выразят желание вновь продлить соглашение о сокращении добычи нефти, что в купе с началом автомобильного сезона вновь приведет к росту цены нефти. В результате чего рубль вновь укрепится и, скорее всего, будет оставаться в диапазоне 60 – 65 рублей до конца текущего года.