ЦБ не видит смысла форсировать снижение ставки
В конце прошлой недели Центробанк, как и ожидалось, решил отложить снижение ключевой ставки, оставив ее на уровне 10 процентов годовых. Опасение ЦБ связано с началом покупок Минфином валюты в рамках нового бюджетного правила. По мнению экспертов, ближайшего снижения можно ожидать не раньше второго полугодия 2017.
ЦБ не видит смысла форсировать снижение ставки, поскольку потенциал экономического роста без проведения структурных реформ остается, по его оценке, невысоким. Также Банк России признал, что планируемое проведение Минфином России операций по покупке иностранной валюты несет «краткосрочные инфляционные риски», и заявил, что наряду с сохранением высокой степени внешней неопределенности они уменьшают потенциал снижения ключевой ставки в первом полугодии. Как напоминает «Российская газета», до 6 марта включительно ЦБ будет ежедневно покупать около 106 миллионов долларов, всего потратив на интервенции в этот период 113 миллиардов рублей. Примерно в таком же объеме, при сохранении стабильных цен на нефть, интервенции продолжатся и дальше («Рублю добавят стойкости»).
Примечательно, что по итогам трех предшествующих заседаний в минувшем году ЦБ указывал на возможность снижения ставки в первом и втором кварталах 2017 года. Таким образом, Банк России серьезно изменил сигнал о будущей направленности денежно-кредитной политики в своем заявлении, указывают опрошенные «РБК» эксперты. «Комментарии ЦБ удивляют своей жесткой тональностью в части того, что потенциал снижения ключевой ставки снизился», — комментирует главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Она называет в числе факторов, которые не дают ЦБ снизить ставку, потенциал темпов роста экономики в 2017 году, а также инфляционные риски из-за выхода Минфина на валютный рынок. «Комментарии ЦБ очень жесткие и очень откровенные. Это то, чего ожидал рынок», — говорит главный экономист «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин. По его словам, теперь можно однозначно сделать вывод, что в марте снижения ставки не будет. Эксперт позитивно оценивает решение ЦБ сохранять жесткую денежно-кредитную политику на фоне повышенных инфляционных ожиданий. «Это позволит ЦБ использовать весь инструментарий, чтобы скорректировать уровень инфляции», — говорит он (««Комментарии ЦБ удивляют своей жесткой тональностью»»).