ОПЕК не хочет роста цен свыше $60
В последние полтора месяца цены на нефть демонстрировали позитивную динамику, которая была обусловлена не только позитивными ожиданиями относительно неофициальной встречи ОПЕК в Алжире в сентябре, но и возобновлением переговоров между Саудовской Аравией и Россией. В свете разного рода, новостей, ожиданий и слухов вокруг перечисленных событий следует задуматься, а чего на самом деле хочет ОПЕК? Роста цен на нефть? Это фатальное заблуждение. ОПЕК, да, в общем то и Россия, желают достичь стабильности на определенных ценовых уровнях.
В прошлый понедельник Министр энергетики России Александр Новак и его коллега из Саудовской Аравии Халид аль-Фалих встречались в кулуарах саммита Большой двадцатки в Китае. В совместном заявлении было сказано, что существует настоятельная необходимость снизить чрезмерную волатильность, что является вредным для экономической стабильности и роста. Нет, это как раз не размытое пространственное заявление. Это, действительно, то, чего желают добиться переговорщики.
Александр Новак подчеркнул, что замораживание объемов производства является одним из возможных решений для стабилизации рыночной ситуации. Его Саудовский коллега подтвердил эту точку зрения, сказав в своих комментариях, что заморозка не является единственным вариантом. Но от подробностей оба министра отказались. Также можно упомянуть недавнее широкое интервью президента России Владимира Путина, который назвал текущие цены не справедливыми, высказав пожелание относительно того, что они могли были бы быть «чуть чуть» повыше. Именно так, именно немного повыше.
Итак, в чем, на самом деле, заинтересован ОПЕК и Россия? Их миссия заключается в том, чтобы реализовать суть поговорки «и волки сыты, и овцы целы». В более широком формате следует добиться уверенной стабилизации цен в диапазоне 40 — 60 долларов за баррель. Предпочтительнее было бы получить стабильность в еще более узкой области 50 — 60 долларов за баррель. ОПЕК не заинтересован в росте цен выше 60 долларов. Более того, Картель ни в коем случае не желает собственноручно выступать драйвером бычьего движения выше 60 долларов за баррель, поскольку не желает возвращения бума сланцевой отрасли США, что загубит все результаты нескольких лет кровопролитной войны за долю рынка.
Предел роста на уровне 60 долларов за баррель не является тайной за семью печатями или же секретной информацией, добытой с риском Сноуденым или же Викиликс (WikiLeaks). Например, еще в июне в своем обзоре именно эту цифру озвучили стратеги товарного рынка из Citigroup. Именно эту цифру в качестве драйвера существенного роста количества буровых установок называли представители сланцевой отрасли США.
В частности, в июле Скотт Шеффилд, глава Pioneer Natural Resource, крупнейшей добывающей компании в пермском бассейне, в своих комментариях отмечал: «если цена продержится на уровне 50 долларов до конца года, инвестиции в сланцевую нефтедобычу останутся прежними или будут сокращаться. Если она обоснуется в диапазоне 50-60 долларов, то можно рассчитывать на небольшой рост. И только нефть по цене более 60 долларов за баррель стимулирует инвестиционный бум по всему спектру рынка».
Также недавно министр нефтяной промышленности Алжира Нуреддин Батерфа после встречи с министром нефти Ирана, Биджаном Намдаром Зангане на выступлении перед журналистами заявил, что ОПЕК стремится к диапазону цен между 50 и 60 долларов за баррель.
Соответственно, безосновательно ожидать от неофициальной сентябрьской встречи ОПЕК ястребиного коммюнике и достижения конкретных соглашений о заморозке объемов добычи, поскольку это могло бы спровоцировать крайне нежелательный бычий тренд, который в конечном счете привел бы к возвращению дисбаланса за счет чрезмерного увеличения предложения на мировом рынке нефти. Однако в случае приближения рыночных цен ближе к 40 долларам с угрозой опуститься ниже этой отметки вполне логично ожидать активации поддерживающих цены выступлений со стороны ОПЕК и крупных стран-производителей вне Картеля (Россия).