EY: Режимы налогообложения по всему миру меняются в ответ на затянувшийся период низких цен на нефть
На фоне ослабления нефтяного рынка правительства продолжают пересматривать принципы налогообложения нефтегазовой отрасли. В сегодняшних условиях даже системы, основанные на налогообложении прибыли, уже не являются панацеей.
По общему мнению, низкие цены на нефть сохранятся в течение более длительного периода, чем ожидалось ранее. В связи с этим все больше государств вынуждены пересматривать принципы налогообложения нефтегазовой отрасли по примеру других стран, которые уже провели подобные изменения. Об этом свидетельствуют результаты обзора налоговых режимов в мировой нефтегазовой отрасли за 2016 год, опубликованного компанией EY (Global oil and gas tax guide).
В обзоре представлено описание режимов налогообложения участников нефтегазовой отрасли в 86 странах (в том числе на Кубе и в Иране, которые остались за рамками предыдущего исследования) с учетом изменений, произошедших за последний год. Тем, кто ранее, в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры на нефтяном рынке, полностью или частично изменил режим налогообложения нефтегазовой отрасли в сторону усиления налоговой нагрузки, пришлось принимать оперативные меры к тому, чтобы оставаться привлекательным для ее участников.
Алексей Кондрашов, руководитель международной группы EY по оказанию услуг в области налогообложения компаниям нефтегазовой отрасли, отмечает: «Чтобы оставаться конкурентными, нефтегазодобывающие страны были вынуждены провести тщательный анализ структуры налогообложения отрасли и внести соответствующие коррективы. Многие незамедлительно отреагировали на обвал нефтяного рынка, в то время как другие решили переждать. Сегодня, когда стало ясно, что период низких цен затягивается, мы ожидаем новой волны изменений налоговых режимов, поскольку помощи ждать неоткуда».
Падение цен на нефть особенно больно ударило по экономике Бразилии, США и Казахстана ввиду значительной доли роялти в общем объеме доходов бюджета. В этой связи в прошлом году в Бразилии был введен новый обязательный платеж, который по существу является аналогом роялти. В США, в свою очередь, была пересмотрена система налогообложения в штатах, располагающих большими запасами полезных ископаемых, а в Казахстане была снижена экспортная пошлина.
Даже такие страны, как Великобритания, Канада и Норвегия, которые, как правило, достаточно хорошо адаптируются к ценовым колебаниям за счет налогообложения прибыли от реализации добытой нефти, а не самой добычи, пересмотрели свои налоговые режимы, чтобы обеспечить рентабельность проектов, реализуемых на их территории.
«Правительствам нельзя строить свою политику, уповая на возврат к прежним ценовым отметкам, – считает Алексей Кондрашов. – Для сохранения инвестиционной привлекательности национальной нефтегазовой отрасли необходим гибкий налоговый режим, позволяющий вести деятельность при любой ценовой конъюнктуре. В мире повсеместно наблюдается тенденция в направлении перехода к более устойчивой модели, и эта тенденция, по всей видимости, не скоро пойдет на спад».
Алексей Рябов, партнер EY, руководитель группы по оказанию услуг в области налогообложения компаниям нефтегазовой отрасли в СНГ, отмечает: «В России существующая система налогообложения нефтегазовой отрасли создавалась в начале 2000-х годов. Ключевую роль в ней играют фискальные изъятия, базирующиеся на валовых показателях (прежде всего, цене) и практически не учитывающие экономику отдельно взятых проектов. Проблемы такого подхода стали особенно очевидны в условиях низких цен на нефть: зависимый от нефтегазовых доходов бюджет РФ понес существенные потери. При этом инвестиционная привлекательность отдельных интересных, но высокозатратных проектов при рентном подходе в налогообложении остается низкой. И основная цель обсуждаемой сейчас налоговой реформы в РФ – это найти баланс между обеспечением стабильных доходов бюджета и стимулами к дальнейшему инновационному развитию отрасли посредством нового для России подхода. Этот подход заключается в постепенном отказе от системы льгот, сокращении доли роялти и взимании налогов с прибыли от деятельности по добыче нефти (налог на добавленный доход или финансовый результат). Такой вектор развития соответствует мировым тенденциям, а, значит, накопленный в других странах опыт вполне может быть востребован и в РФ».