«Большая нефть» покидает Юго-Восточную Азию
Юго-Восточная Азия является одним из ключевых регионов современной нефтяной промышленности, но сегодня он в явном упадке.
Впервые большие запасы нефти в регионе были обнаружены в Индонезии в 1886 г., и, в отличие от Центральной Азии и Америки, добыча нефти в Юго-Восточной Азии достигла своего пика еще в 2001 г.
Тогда показатель составил 3 млн баррелей в сутки, а сейчас добыча составляет всего 2,4 млн баррелей в день, самое сильное снижение добычи фиксируется в Индонезии и Малайзии.
Поскольку остаточные запасы нефти относительно невелики (они составляет 13,8 млрд баррелей, то есть всего около 1% от объема мировых запасов), ожидается, что они будут снижаться и дальше. К 2020 г. прогнозируется падение до 2,1 млн баррелей в сутки, а к 2040 г. показатель упадет до 1,5 млн баррелей.
Поэтому новости о том, что все крупные нефтяные компании, работающие в Юго-Восточной Азии, рассматривают возможность ухода из региона, никого не должна удивлять. Согласно данным WoodMackenzie из-за падения цен компаниям остро нужны деньги, поэтому они предпочитают отказываться от непрофильных активов. При этом компании предпочитают тратить деньги на те проекты, где есть возможность увеличения добычи, поэтому вместо поддержки зрелых месторождений Юго-Восточной Азии они планируют их продать или просто уйти.
Для местных чиновников эта стратегия нефтяных компаний должна быть причиной для беспокойства. Намерение продавать активы означает, что никто не будет вкладывать деньги в развитие добычи, а значит производство нефти в Юго-Восточной Азии может снижаться даже быстрее, чем прогнозировалась.
При этом даже восстановление нефтяных цен несильно изменит ситуацию, так как крупным компаниям нужны долгосрочные проекты, а здесь почти нет перспектив. При этом добыча, в отличие от большинства других регионов, снижается сама по себе, без привязки к нефтяным ценам. Но даже временный недостаток инвестиций сейчас будет иметь постоянное негативное влияние на добычу нефти.
Поэтому крайне важно, чтобы текущая ситуация регулировалась соответствующими странами, так как быстрое падение добычи может стать препятствием для экономического роста. Вопрос заключается в том, что они могут сделать.
Для того чтобы обеспечить продолжение инвестиций в нефтедобывающие мощности Юго-Восточной Азии, им необходимо как-то заинтересовать компании при таких ценах на нефть. Здесь можно вспомнить пример Аргентины, которая для предотвращения снижения добычи после краха рынка в 2014 г. предложила платить компаниям по $3 за каждый баррель, если добыча компании не изменилась или выросла по сравнению с последним кварталом 2014 г. Подобные программы могли бы обеспечить сохранение потока инвестиций в регион, особенно если компании увидят, что прибыль будут получать даже при низких ценах.
Помимо этого, государственная политика должна быть направлена на получение определенных преимуществ при выходе крупных компаний. В теории зрелые месторождения могут быть привлекательными и прибыльными. Но для этого нужны компании с уникальным набором навыков и опыта по управлению таким бизнесом.
Поскольку добыча в Юго-Восточной Азии снижается уже давно, такие компании в регионе есть. Например, в 2013 г. в Малайзии этим занимается Vestigo Petroleum, дочерняя компания Petronas. Сотрудничество государства и таких частных компаний даст преимущество всем. Первые получают расширение бизнеса и прибыль, вторые – экономический рост, рабочие места и нефть.
Стоит учитывать, что количество зрелых месторождений в мире растет, а значит и спрос на нефтесервисные компании с соответствующим опытом будет увеличивать. В результате подобная политика может привести к возрождения нефтяной промышленности Юго-Восточной Азии, хотя она и изменится навсегда.