Конец тренда: цены на нефть и рост экономики

Раньше считалось, что экономический рост и цены на нефть имеют обратную взаимосвязь. Грубо говоря, низкие цены на нефть хороши для экономики в целом, даже если вредят нефтяной промышленности и странам, которые зависят от нефтяных доходов.

Именно так считали очень многие, несмотря на то что высокие цены на нефть и общий нефтяной бум сопровождали восстановление мировой экономики после финансового кризиса 2008 г. Особенно это было заметно в США.

Сейчас цены приближаются к $40 за баррель Brent, а экономический рост становится все слабее. В США, например, экономический рост значительно снизился после начала падения цен в 2014 г. За II квартал 2016 г. ВВП вырос на 1,2% в годовом исчислении, что более чем в два раза меньше прогноза на уровне 2,5%. В I квартале экономика выросла всего на 0,8%. И если сравнить эти данные с III кварталом 2014 г., когда рост составил 5%, а стоимость нефти превышала $100 за баррель, возникает много вопросов.

Почти за два года падения цен на нефть мировая экономика должна была совершить сильнейший рывок вперед, ведь энергоносители стоят дешевле, значит страны экономят деньги и вкладывают их в развитие. Именно так гласит теория. Но рост глобальной экономики, согласно данным Всемирного банка, замедлился с 2,6% в 2014 г. до 2,5% в 2015 г.

Есть много причин для нерегулярности роста мировой экономики со времен Великой рецессии. Рост средней цены на нефть с 2011 по 2014 гг. усилил давление на мировую экономику, так как выкачивал средства из неэнергетических экономик.

Кроме того, стоит отметить увеличение объемов частного и государственного долга. В I квартале этого года в США кредитная масса выросла на $644,9 млрд, а ВВП увеличился на $64,7 млрд. То есть на каждый однодолларовый рост ВВП потребовалось нарастить долг на $10. А раньше, очень давно, нормальным считалось соотношение 1 к 1. В Китае же темпы роста кредитования в два раза превышают темпы роста ВВП, а если взять абсолютные суммы, то разрыв будет значительно больше.

Рост долга не обязательно негативный фактор, если деньги потом вкладываются в производство. Но большая часть нового долга сейчас используется только для потребления. И здесь кроются причины корреляции между нефтью и экономическим ростом.

Во-первых, нефть остается главным источником энергии для мировой экономики. Она обеспечивает 33% от общего объема энергии в мире.

Во-вторых, отчаянные поиски дополнительных источников нефти привели к долговому энергетическому буму в США, где долг использовался буровыми компаниями для работы на сланцевых месторождениях. Именно большой уровень долга сделал сланцевую революцию возможной, без кредитных денег подобных объемов бурения и разведки мы бы никогда не увидели. Не говоря уже о деньгах, потраченных на модернизацию ректификационных технологий.

Но низкие цены на нефть сделали добычу на этих месторождения нерентабельной, и она, конечно же, начала снижаться. Многие нефтяные компании сократили активность или обанкротились.

Долг – это простой способ, чтобы перенести будущее потребление в настоящее время. За счет наращивания долговой нагрузки удалось перенести потребление энергии из будущего за счет кредитования сланцевых компаний США, а также, в определенной степени, тех, кто работает на нефтяных песках Канады. И через огромное расширение частного и государственного долга мы увидели сдвиг потребления многих других природных ресурсов и готовой продукции из будущего к настоящему.

Тем не менее мы столкнулись с более сильным замедлением мирового экономического роста, чем в прошлом, несмотря на титанические финансовые усилия. Простое объяснение состоит в том, что дешевая энергия является краеугольным камнем роста индустриальной экономики.

До тех пор пока эта энергия была дешевой, экономика могла расти быстрыми темпами. Как только она становится дорогой, рост должен снижаться в большинстве отраслей экономики, поскольку все больше и больше ресурсов направляются в энергетический сектор.

По такой логике сегодняшние низкие цены должны предоставить существенный стимул для мировой экономики. Но этого не произошло, потому что в последние 15 лет создаваемый долг использовался для покупки дорогой энергии в период растущих и высоких цен на электроэнергию, что сдерживало экономический рост. Сейчас мировая экономика переживает нечто вроде похмелья.

Оно выражается в медленном росте, который является отражением трудностей потребителей, которые вынуждены сдерживать расходы в мире высокого долга. Это означает, что все меньше доступных денег остается для всей экономики.

Возникает определенная экономическая ловушка: если общество не может себе позволить дорогую нефть, так как у него нет на это денег, то цены не могут вырасти достаточно высоко, чтобы сделать новое бурение прибыльным. А если цены вырастут, они просто уничтожат экономический рост и вновь отправят экономику в нокаут. И вся проблема была создана чрезмерным ростом долга в период высоких цен на нефть.

Сейчас нефть и экономика будут находиться в тесной взаимосвязи очень много лет, так как от нефти зависит почти все, что окружает нас в повседневной жизни. Обществу или придется принять необходимость этого полезного ископаемого, поддерживая баланс и стабильность на рынке нефти, или же мириться с периодами взлета и падения цен, которые только раскачивают мировую экономику.

vestifinance.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Азиатский СПГ достиг максимума в этом году
Спотовые цены на сжиженный природный газ в Северной Азии подскочили до самого высокого уровня в этом году на фоне усиления конкуренции со стороны Европы за топливо для тепло- и электростанций.
Эксперты: санкции против Газпромбанка поднимут цены на нефть и газ в Европе
Аналитик ФГ "Финам" Александр Потавин не исключил перебои в поставках, поскольку ограничения создают новые риски для иностранных компаний