Сергей Пикин: сохраняется тренд, что к концу лета цены на нефть нужно «валить»
Цена на нефть снова начинает снижаться, СМИ основными причинами для этого называют рост запасов нефтепродуктов, неблагоприятные прогнозы спроса, рост количества буровых установок и запасов нефти в США, а также связывают с общим увеличением добычи «черного золота». В понедельник цена за баррель нефти Brent упала до $45 впервые с мая. Для России это пока не критично, так как ожидалось еще большее падение цены, но при этом пока сохраняется тренд на понижение. Кому выгодно снижение, и чего ожидать в ближайшей перспективе? Своим экспертным мнением с Накануне.RU поделился директор Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин.
Мы видим, что по бензину ситуация не очень обнадеживающая – практически активный автомобильный сезон перевалил за середину, а потребление бензина и его запасы все равно остаются на высоких уровнях. Это означает, что спрос на нефть растет не так быстро, и сейчас многие обращают внимание именно на запасы бензина, а не на запасы нефти. Соответственно, продолжается наращивание добычи по всем основным игрокам, в первую очередь страны ОПЕК, и Россия в том числе. Падение добычи в США было крайне небольшое в последние полгода, хоть и ожидали, что должно упасть значительно сильнее, но пока более-менее показатель держится. Это тоже такой нервозный фактор.
В целом сохраняется идея, что к концу лета нужно цены на нефть «валить». Это такая текущая трейдерская идея. То есть удерживающих факторов стабилизирующих нет, роста тоже нет, поэтому сейчас все играют на короткие позиции. У спекулянтов на нефти роль превалирующая, по сути, «бумажная» нефть раза в 2-3 больше по своим объемам, чем реальная нефть, поэтому от динамики спекулянтов, конечно, зависит динамика цен на нефть во многом. Фундаментальным фактором для них является как раз история для игры, то есть они ухватываются за какой-то фактор – раньше ухватывались за фактор снижения или повышения запасов нефти, сейчас больше обращают внимание на фактор запасов бензина. Одно время также была «мода» на вышки, сейчас она меньше.
Сейчас мы видим, что есть некоторый тренд на небольшое снижение. Но не кардинальное, потому что предпосылок для кардинального снижения нет, но с другой стороны возможностей для роста — тоже нет. Поэтому в диапазонах $40-50 где-то примерно и будет колебаться цена до осени, там, по идее, в 4 квартале спрос должен повыситься на нефть. Посмотрим, как будет ситуация развиваться.
Примерно такое положение и ожидалось. Мы видели, что цена приблизилась к $53, и добыча стала подрастать, и настроения у игроков сланцевой нефти улучшились – это, конечно, оттолкнуло нефть вниз.
Сланцевая нефть в этой ситуации является, по сути, таким маркетмейкером для всего рынка нефти, то есть система регулирования сейчас перешла от ОПЕК к производителям сланцевой нефти. Это такое виртуальное регулирование – они ни о чем не договаривались, но именно от того, как себя чувствуют производители сланцевой нефти, в целом зависит дальнейшее движение котировок.
И тут ОПЕК и Россия никак не могут повлиять на ситуацию – ОПЕК отказалась от своей роли регулирования, это уже очевидно. А у России задача максимизировать добычу, максимизировать экспорт нефти и нефтепродуктов для больших доходов. В начале года ожидали, что все будет еще хуже, чем сейчас, поэтому в принципе то, что мы в последние пару месяцев в районе $50 находились — это уже неплохо.