«Энергетический гуру» заявил об окончании «эры ОПЕК»
ОПЕК больше не является решающей силой в мировой экономике, считает лауреат Пулитцеровской премии за книгу об истории нефтяной отрасли. В том, что страны ОПЕК смогут договориться о заморозке добычи, он сомневается.
Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) лишилась экономической мощи из-за неспособности договориться о том, как остановить кризис на нефтяном рынке, заявил заместитель председателя отраслевых консультантов IHS Дэниел Ергин, прозванный «энергетическим гуру», в интервью газете Financial Times. По его словам, разногласия среди членов ОПЕК показывают слабость организации.
«Эра ОПЕК как решающей силы в мировой экономике прошла», — заявил Ергин.
По его словам, кризис на рынке нефти выявил неспособность ОПЕК действовать единым фронтом. Ергин выразил сомнения в том, что добыча нефти может быть заморожена, до тех пор пока Иран не определит, какие объемы он сможет экспортировать.
В интервью Ергин также отметил, что рынок столкнулся с худшим на его памяти обвалом цен нефти, который можно сравнить разве что с падением цен в середине 1980-х годов. В то же время он ожидает, что после достижения дна рынок начнет балансировать. Хранилища во многом заполнены, но дно, когда хранить нефть будет просто негде, еще не достигнуто, заметил собеседник FT. «Либо во второй половине этого года, либо в начале следующего года вы увидите рынок более сбалансированным», — считает он.
FT называет Ергина неофициальным историком нефтяной отрасли. В 1990 году он опубликовал книгу «Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть», за которую получил Пулитцеровскую премию. В этой работе Ергин подробно описал историю мировой нефтяной промышленности начиная с середины XIX века. В книге среди прочего рассказывается, как созданная в 1960 году ОПЕК влияла на нефтяные цены, снижая и повышая объемы поставок.
В Катаре 17 апреля должна состояться встреча крупнейших экспортеров нефти, на которой будет обсуждаться соглашение о заморозке добычи на уровне января 2016 года. Инициаторами сделки были Россия, Венесуэла, Катар и Саудовская Аравия. В то же время заместитель наследного принца и министр обороны Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман 1 апреля подчеркнул, что страна присоединится к соглашению только в том случае, если Иран также согласится заморозить добычу нефти.
В свою очередь Иран, который в марте нарастил экспорт нефти и газового конденсата свыше 2 млн барр. в сутки, не подтвердил своего участия во встрече в Катаре.