Кто и зачем собирается продать крупнейшие национальные активы

Предложенная чиновниками Минэкономразвития приватизация госкомпаний не поднимет российскую экономику. Она приведет к еще большей зависимости России от Запада, считает Владимир Лепехин, , член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня».

Американский бизнес может увеличить свое присутствие на российском рынке путем приватизации крупных российских госкомпаний, об этом рассказал журналистам глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев. Заявление прозвучало после встречи Улюкаева с послом США в России Джоном Теффтом в минувший понедельник.

Напомню, что российское правительство готовит к продаже крупные доли ведущих государственных корпораций. В первой пятерке — «Роснефть», «Башнефть», АЛРОСА, банк «ВТБ», и «Совкомфлот».

Нет сомнений в том, что сторонники этой приватизации заработают колоссальные деньги. Вопрос в том, что даст очередная распродажа государственных активов России и её гражданам.

Приватизация приватизации рознь

«Российская газета» предупреждает: в ситуации, когда российские активы недооценены и находятся на минимуме капитализации, покупатель получит полный или частичный контроль над ведущими российскими компаниями практически даром. А государство будет в очередной раз ограблено.

Некоторые критики власти — и не без оснований — вообще считают, что цена нефти на мировом рынке искусственно занижена в том числе и для того, чтобы сначала обрушить стоимость российских активов, а потом купить их по дешевке. Благо резаной бумаги у США и их партнеров более чем достаточно.

Можно только приветствовать ситуацию, когда инвестор, особенно иностранный, вкладывает деньги в какое-то новое производство на территории России. Это создает новые рабочие места, растут налоговая база, стоимость активов и объем ВВП. Нормально, когда зарубежные инвесторы вкладывают деньги, например, в разведку и разработку новых месторождений в сибирской глуши, взяв на себя функцию государства и создавая тем самым новые активы и инфраструктуру.

Позитивно, когда иностранные инвесторы скупают проблемные предприятия, которые после смены собственника начинают наращивать прибыли. Работники компаний могут рассчитывать на рост зарплат, налоговые службы — на поступление денег в бюджет, а российский фондовый рынок — на капитализацию.

Не менее позитивно, когда какие-то российские компании выходят на рынок IPO, когда благодаря приватизации в Россию возвращается наш, некогда выведенный за рубеж капитал.

К сожалению, российские чиновники не предлагают руководству страны развернутый план такой эффективной и позитивной приватизации, которая могла бы вывести российскую экономику из нынешней стагнации.

Зато в качестве основной меры преодоления кризиса Минэкономразвития предлагает выставить на продажу — внимание — прибыльные, стратегически важные государственные активы, чтобы любой ценой обеспечить поступления в федеральный бюджет уже в этом году.

Зачем разбазаривать народное достояние

Главная причина такого пренебрежительного отношения состоит в том, что нынешний российский чиновник по факту замотивирован не на развитие национальной экономики, а на личное обогащение и — для отчетности перед начальством — демонстрацию некоторых текущих и формальных показателей.

Если критерием оценки считать не сиюминутные корпоративные показатели Минфина и Минэкономразвития, а интересы государства, то продажа прибыльных государственных активов — это преступление.

Единственное, что дает государству такая приватизация — это поступление в ЦБ некоторого количества американских денег, которые, скорее всего, будут направлены на приобретение американских ценных бумаг, на спекулятивный валютный рынок, что еще больше обрушит рубль.

В среднесрочной, не говоря уже о долгосрочной, перспективе государство теряет серьезные деньги. Представим себе, что некий покупатель приобретет долю, например, в АЛРОСА за 1 млрд долларов и за 10-20 лет получает дивиденды в объеме того же 1 млрд у.е. Очевидно ведь, что после того, как вложенные деньги будут окуплены, он будет получать немалую прибыль от деятельности компании, в которую российское государство (а значит и мы с вами) за полвека её существования вложило миллиарды этих самых у.е.

Фактически чиновники предлагают схему, по которой обогатится не госбюджет, а иностранные владельцы. А будущие поколения российских граждан лишатся прибыли.

На практике, как показывает опыт, с государственными компаниями после их приватизации происходит масса интересного, о чем не принято говорить. Они дробятся и перепродаются, как это было, например, с РАО ЕЭС. Их активы переводятся в дочерние компании, которые выводятся в офшор.

Такие компании отказываются от «непрофильных» активов и модернизируются так, что впредь закупают оборудование и комплектующие преимущественно у зарубежных партнеров и поставщиков, как это делал, к примеру, бывший и скандально известный директор АвтоВАЗа швед Бу Андерссон.

Госкомпании нужно не продавать, а развивать

В январе этого года президент отказал Минэкономразвития в утверждении плана приватизации Сбербанка. Это радует, поскольку данный банк — системообразующая компания финансовой отрасли страны. Между тем выставляемый на продажу ВТБ — тоже системообразующий банк. Он обеспечивает конкуренцию в банковской сфере.

«Роснефть», «Совкомфлот», «Аэрофлот», РЖД и особенно АЛРОСА — это национальное достояние. Продажу даже малой доли этих компаний иностранцам можно сравнить только с тем, как опустившийся человек торгует семейными реликвиями.

«Реализация госимущества должна быть экономически оправданной, целесообразной. Нужно учитывать конъюнктуру и тенденции рынка… Не должно быть продаж акций за бесценок, по бросовой цене», — предупредил Владимир Путин правительственных чиновников в начале февраля этого года.

Но судя по списку выставляемых на продажу государственных компаний, позиция президента страны игнорируется. Чиновники продолжают выдавать преступные приватизационные схемы за средство преодоления кризиса.

ria.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
"Газпром" создал в хранилищах рекордный оперативный резерв газа к зиме
"Газпром" создал к зиме рекордный оперативный резерв газа в 73,034 млрд кубов
Shell будет судиться с Venture Global из-за нарушения контрактов по СПГ
Shell начинает арбитражные слушания с Venture Global, заявил глава Shell