ФАС собирает нефтяников
В ближайшее время антимонопольная служба намерена собрать нефтяников на совещание, посвященное росту цен на бензин. Ведомство опять подозревает компании в сговоре. С начала года в оптовом и биржевом сегменте топливо выросло на 16-19%, изменения же в рознице начались лишь на этой неделе.
О планируемом совещании Energy Insider рассказали два высокопоставленных источника, знакомых с ситуацией. В пресс-службе ФАС оперативного комментария не предоставили. Тем не менее по словам собеседников у регуляторов сегодня вызывает серьезное опасение состояния рынка.
Согласно данным информационно-аналитического центра «Кортес», на начало марта стоимость бензина марки АИ-92 в оптовом звене с начала года выросла на 16,5%, в биржевом – на 16,8%, в то же время розничные цены показывают хоть и небольшую, но отрицательную динамику: стоимость литра 92-го упала на 0,1%. По данным «Кортес» средняя (данные на 11 марта, прим. ред) цена этого вида топлива на АЗС составила 34,06 рубля за литр, в то время как еще неделю назад она составляла 33,98 рубля за литр.
Примерно такая же динамика цен и на бензин АИ-95. На этот вид топлива рост цен составил в опте и на бирже на 18,9% и на 20,6% соответственно, в то время как розница не изменилась. Средний показатель цен по России составил 36,89 рубля за литр (неделей ранее 36,8 рубля).
По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши на такое положение вещей оказали влияние сразу несколько факторов. Во-первых, это повышение акцизов. С первого января 2016 года ставка акциза на бензин Евро-5 увеличилась на 36,1% до 7,53 тыс. рублей за тонну против 5,53 тыс. рублей за тонну в 2015 году, а на не соответствующий 5 классу бензин — на 43,8% до 10,5 тыс. рублей за тонну против 7,3 тыс. рублей за тонну в 2015 году. Таким образом, дифференциация акцизов выросла с 1,77 тыс. рублей до 2,97 тыс. рублей.
Кроме того, по инициативе Минфина с 1 апреля акцизы на бензин Евро-5 повышаются с 7,53 тыс. до 10,13 тыс. рублей за тонну, на бензин, не соответствующий пятому классу, и прямогонный бензин — с 10,5 тыс. до 13,1 тыс. рублей. Это, как отмечал в феврале министр финансов Антон Силуанов, принесет бюджету в текущем году 80 миллиардов рублей. При этом, он отмечал, что рост акцизов не скажется на розничных ценах на заправках. «Рублевая цена нефти снижается, поэтому автолюбители не должны почувствовать этого изменения», — заявлял министр.
Однако, на деле оказалось все несколько иначе. По словам Евгения Аркуши, в начале года в стране наблюдался спад производства бензина и рост экспорта, поэтому оптовики стали закупать нефтепродукты у нефтяников. Так по данным ЦДУ ТЭК, в январе наблюдалось падение производства бензинов в стране на 6,1% к январю 2015 года. За январь-февраль на 3,6% к показателям прошлого года.
«Из-за этого, естественно, что сегодня мы наблюдаем рост цен в оптовом звене и на бирже», — говорит Аркуша. По его словам, сами нефтяники объясняли снижение производства западением спроса, однако, как только мы рынок тут же отреагировал на снижение предложения. «Рост розничных цен мы уже начинаем наблюдать. Средний же рост розницы составил 10 копеек», — говорит собеседник. Кроме того, не стоит забывать, что на повышение стоимости моторного топлива в ближайшее время окажут влияние рост традиционные весенние ремонты на нефтеперерабатывающих заводах. Согласно плану Минэнерго, к 1 апреля запасы бензинов должны составить 2,1 млн тонн. Однако на прошлой неделе товарные остатки бензинов составили менее 1,7 млн тонн – порядка 1,68 млн тонн.
С таким мнение соглашается и Михаил Турукалов, директор по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков». «С начала года, бензины действительно незначительно подешевели в розницу, так как у сетей АЗС по-прежнему достаточно высокая маржа. Фактор роста акциза с 1 апреля уже отыгрывается на оптовом рынке, в апреле и мае даже более значимыми для рынка бензина могут стать масштабные ремонты на российских НПЗ», — отмечает собеседник.
В целом, эксперты не спешат давать прогнозов на сколько в ближайшее время стоит ожидать роста цен на моторное топливо, однако отмечают, что всех факторов, влияющих на цену учесть невозможно. «Рост розничных цен на бензины на уровне ожидаемой инфляции в 8% позволяет учесть двукратное повышение акцизов с 1 января и 1 апреля, но не учитывает иных факторов», — заключает Михаил Турукалов.