Кризис в регионе: каждый сам за себя

Иркутская область может выпасть из ряда федеральных целевых программ. Об этом региональная власть и мэры пока предпочитают говорить за закрытыми дверями, однако шила в мешке не утаишь. Обещанный на февраль пересмотр бюджета Иркутской области на 2016 год не состоялся, и ряд объектов социального строительства остается без областного финансирования.

Главы крупных муниципалитетов и депутаты Заксобрания Иркутской области констатируют: в регионе заморожено или остановлено строительство ряда социальных объектов — детских садов, школ, домов культуры, под угрозой срыва программы переселения из ветхого и аварийного жилого фонда, защиты экосистемы озера Байкал, Байкальского региона и другие. Мольбы мэров, чтобы деньги появились в бюджете хотя бы формально — для демонстрации правительству РФ намерений продолжать строительство социальных объектов, остались неуслышанными.

Как стало известно IRK.ru, в феврале состоялось закрытое совещание Палаты городских округов, в которую входят мэры десяти муниципальных образований региона, с председателем Заксобрания Приангарья Сергеем Брилкой и председателем правительства областиАлександром Битаровым. С момента избрания губернатора Сергея Левченко и формирования им нового состава руководства это, пожалуй, первый серьезный разговор профессионалов о том, что происходит в Иркутской области. Участники выложили все свои карты, и выяснилось, что расклад близок к катастрофическому.

При том что формально бюджет не изменился по сравнению с 2015 годом, объемы софинансирования социального строительства существенно сокращены, большая нагрузка переложена на муниципалитеты. Финансовая ситуация в регионе ухудшается. Как рассказал в приватной беседе мэрам Александр Битаров, только в феврале со счетов Иркутской области было списано около миллиарда рублей: Роснефть вернула себе 619 миллионов рублей ранее уплаченных налогов и РЖД – 225 миллионов рублей. В течение нескольких дней на счету региона денег не было вообще. И никто не гарантирует, что такая ситуация не повторится.

Битаров прогнозирует потерю областью нескольких миллиардов рублей от налогового маневра нефтедобывающих компаний.

— Одна из двух компаний, очень серьезно участвующих в формировании бюджета Иркутской области, дала новый прогноз, по которому она, возможно, не доплатит в областной бюджет 3,2 миллиарда рублей. Это только одна компания. Если её прогнозы окажутся верны, то и вторая тоже. У нас две нефтяные компании дают половину налога на прибыль, который в целом составляет 30% доходов регионального бюджета. Не очень радостная картина, — констатировал Александр Битаров.

Правда, от правительства Сергея Ерощенко остался некоторый задел для нового губернатора по повышению доходов областного бюджета. Группа «Илим», которая при поддержке области в прежние годы смогла провести полную модернизацию Братского лесохимического комплекса, в этом году выходит на проектную мощность и даст 1,2 миллиарда рублей налога на прибыль. Прочие предприятия, которым регион оказывал поддержку по реализации инвестиционных проектов, также планируют либо увеличивать, либо по меньшей мере не снижать объемы производства и, следовательно, налоговые отчисления (исключение — предприятия нефтегазодобычи, которые находятся в ситуации снижающихся мировых цен на углеводороды).

Однако все это — локальные тенденции, которые в новых экономических и политических условиях не в силах перекрыть глобальный тренд наступающего кризиса в Приангарье. И если в 2015 году Иркутская область старалась оседлать волну кризиса и создать себе преимущества по сравнению с другими регионами, то нынче она полностью отдается на волю стихии.

Александр Битаров откровенно признается, что у правительства не появится возможность внести серьезные коррективы в бюджет Приангарья не только в феврале-марте, но даже в мае-июне. Скорее всего, это вообще перспектива не нынешнего года. Глава областного правительства возлагает надежды на антикризисную группу, которая создана по распоряжению губернатора. Однако пока она работает изолированно от участников экономической деятельности и, что еще тревожнее, мэров муниципальных образований Иркутской области. Не факт, что составленная ею программа вызовет всеобщий восторг.

В качестве важнейшей антикризисной меры Александр Битаров озвучил разработку закона, который бы стимулировал муниципалитеты повышать собственный доходный потенциал. Чем больше налогов будет собрано — тем больше останется местному бюджету. Как уверяет председатель правительства, тогда появятся деньги на то, чтобы присутствовать в федеральных программах и обеспечивать софинансирование социального строительства.

Впрочем, есть сомнения, что мэры поддержат этот план. Да, все признают, что есть муниципалитеты, которые охотнее «взяли бы налогами», но подавляющее большинство всё же при возможности выбора предпочтет дотации на выравнивание. А эти дотации обратно пропорциональны налоговым доходам: чем больше соберешь налогов — тем меньше размер дотации. При этом налоги и неналоговые доходы — вещь довольно рискованная, о чем и сам Александр Битаров должен догадываться (исходя из поведения ряда налогоплательщиков, готовящихся к налоговому маневру или уже его совершивших). С дотацией риски куда ниже.

У Заксобрания — другие представления о методах выхода из кризиса. Более близкие к муниципальным реалиям. В качестве стратегической задачи — продолжение выбранного регионом в прежние годы курса по повышению инвестиционной привлекательности, участие в федеральных целевых программах и оптимизация налоговой системы.

Сергей Брилка обратил внимание на новые возможности для малого бизнеса — перерегистрироваться, минимизировав практически до нуля налоги на прибыль и на имущество, при условии полного перехода на легальное трудоустройство работников и выплату «белой» заработной платы. По его словам, налог на доходы физических лиц более стабильный. Соответствующий закон действует с 1 января 2016 года, однако пока не пользуется популярностью у малого бизнеса. Председатель областного парламента предлагает отработать технологию перерегистрации и полученный опыт распространить по всей территории.

— Я начал разбираться, почему так вяло используется закон. Выяснилось, что у многих предпринимателей возникает необходимость повторно оформлять разного вида лицензии — это первое. Второе — членство в различных саморегулируемых организациях: при перерегистрации придется им платить повторно, — пояснил Сергей Брилка. — Я изучил возможности: мы можем предпринимателей регистрировать заново, но сохранять правопреемственность бизнеса, чтобы они не платили повторно вступительные взносы. Предлагаю взять одно-два предприятия в территориях и разобраться, с чем они сталкиваются при перерегистрации и как мы им можем помочь. Это не просто придуманный шаг, это способ легализовать заработную плату. НДФЛ — очень хороший налог, он попадает в муниципальные бюджеты.

По поводу реализации в Иркутской области ФЦП председатель Законодательного собрания заявил, что нужно сообща рассматривать все программы и принимать решения, чтобы остаться в них.

Региональный парламент готов выступить площадкой для муниципалитетов и областного правительства, раз пока диалог между ними не налажен.

А диалога, действительно, нет. Мэры жалуются на отсутствие обратной связи: невозможно дозвониться не только до председателя правительства, но и до министров. Заместители министров и начальники отделов — не те люди, которые могут принимать оперативные управленческие решения.

— Мы-то знаем, что по области многие объекты заморожены: не финансируются из областного бюджета и в итоге не попадают в федеральные программы. Нужен реестр объектов, которые были начаты, в какой они готовности, оценить возможности региона и муниципалитетов по участию в федеральных программах. А участие в них — это деньги, инвестиции в нашу экономику, будь то строительство полигонов, берегоукрепление или строительство социальных объектов, — заявляет глава Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Вадим Семенов.

По мнению мэров, главной антикризисной мерой должно статьмаксимальное участие в федеральных целевых программах. Это — источник инвестиций и, опосредованно, пополнения бюджетов. Как утверждает заместитель мэра Иркутска Руслан Ким, занимавшийся при прошлом губернаторе участием области в федеральных целевых программах, регион имеет право многократно увеличить объем государственных инвестиций.

— Иркутская область является де-факто регионом-донором для федерального бюджета. В год мы перечисляем в федеральный бюджет налогов и сборов более 200 миллиардов рублей, получая в виде межбюджетки, прямых бюджетных инвестиций через госпрограммы не более 10-15 миллиардов рублей. Участвуя в государственных программах, мы не то что забираем свое, мы имеем право претендовать на куда большие инвестиции, — озвучил Руслан Ким консолидированное мнение мэров.

Областной бюджет на 90% собран из государственных программ, федеральный — на 100%. Если регион выпадет из госпрограмм, то не сможет рассчитывать на бюджетные инвестиции. Некоторые муниципалитеты и рады бы работать с федеральными инвестициями, но это невозможно делать без участия области: федеральные министерства и ведомства взаимодействуют с региональными, а те, в свою очередь, должны находиться в теснейшем контакте с муниципалитетами.

В связи с тем, что страна вернулась к однолетнему бюджетированию, сжимаются сроки подготовки заявок на участие в ФЦП от регионов. Если Иркутская область хочет в 2017 году фигурировать в госпрограммах, у нее остается два месяца на подготовку документов. На самом деле, это очень мало, поскольку на каждую заявку в федеральный центр необходимо предоставить соответствующие программы — от себя и от муниципалитетов. А последним для составления своих программ нужна ясность, которой пока нет.

Глава правительства Иркутской области Александр Битаров между тем считает, что программно-целевой метод бюджетирования — это плохой вариант работы, и от него лучше было бы отказаться. Мэры в этом вопросе с ним категорически не согласны. Они полагают, что самым разумным было бы не изобретать в нынешних непростых условиях оригинальные антикризисные меры, а плотно заняться подготовкой к участию в ФЦП, как это и было при прежнем правительстве региона.

Да, это не единственная мера, но самая важная. В политическом плане губернатору Сергею Левченко не стоит бояться заимствовать чужие идеи и планы — третьего тура губернаторских выборов ведь не будет, а его эффективность (впрочем, как и эффективность всех чиновников его команды) население будет оценивать не по словам, а по результатам.

Редакции сайта не удалось получить прямой комментарий о состоянии дел в регионе от председателя правительства. Александр Битаров уже месяц уклоняется от общения с журналистом.

usolie.info

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 26 ноября 2024
Индия, основным поставщиком нефти для которой стала Россия, наращивает поставки дизеля и авиатоплива в Европу.
Около 90 млн тонн нефти планируют добыть до конца года в Казахстане (Видео)
Более 88 миллионов тонн нефти планируют добыть в Казахстане до конца этого года. Об этом сообщили во время правительственного часа в Мажилисе. Большая часть объемов приходится на три крупных месторождения.