Exxon Mobil не будет наращивать добычу до 2020 года
Exxon Mobil, крупнейшая нефтяная компания США, заявила о том, что не будет наращивать объемы добычи до 2020 г. Кроме того, капвложения в разведку и добычу придется и дальше сокращать.
По понятным геополитическим причинам, связанным с Ближним Востоком и некоторыми государствами бывшего СССР, США не могут напрямую поддержать инициативу России и Саудовской Аравии о заморозке уровней добычи. Однако Exxon Mobil, несмотря на всех сланцевых конкурентов, добывает половину нефти в Штатах. И своим решением она фактически признала российско-саудовскую стратегию разумной.
Exxon Mobil — оператор 45 тыс. скважин на территории США. Суточная норма добычи варьируется от 4 млн до 4,25 млн баррелей. Совсем недавно стратегия Exxon подразумевала выход на стабильный уровень 4,3 млн баррелей уже в 2017 г. Но от амбиций пришлось отказаться. Теперь крупнейшая нефтяная компания Штатов собирается придерживаться текущего диапазона на протяжении 4-х лет. Падение нефтяных котировок на $1 вычитает из прибыли Exxon $375 млн, и остановить это, снизив чрезмерное предложение, в интересах компании.
В 2016 г. капзатраты Exxon сократятся на 25%, и составят $23,2 млрд. В будущем году возможно столь же существенное сокращение. Рекс Тиллерсон, возглавляющий компанию на протяжении 11 лет, заявил о том, что при крайне низких ценах бурение новых скважин лишено смысла.
Exxon не занимается проектами-однодневками, вроде сланцевых углеводородов: компания предпочитает традиционную нефть. Классические скважины обеспечивают нефтеотдачу на протяжении 10 лет и более, но требуют серьезных инвестиций. Сланцевые, где добыча ведется методом гидроразрыва пласта, стоят относительно дешево, но истощаются за 2-3 года: много нефти из камня не выдавишь, как ни старайся.
Тиллерсон не очень верит в спасительную волну слияний и поглощений, которая прокатится по нефтегазовому сектору США и предотвратит цунами банкротств. Многие компании злоупотребляли выпуском акций и облигаций и теперь выглядят совсем непривлекательными из-за своих массивных долгов, заявил глава Exxon Mobil. Именно поэтому его компания покупает только отдельные активы, но не бизнесы целиком: лишняя ответственность Exxon не нужна.
Мелкие и средние компании, из которых и состоит сланцевый сектор США, зачастую даже не могут выставить активы на продажу, чтобы поправить свои дела, настолько сложным и запутанным стало их финансовое положение. Сразу несколько банков могут заявить свои права на одну буровую установку, бытовку или грузовик. Все это пойдет с молотка уже после неминуемых банкротств, уверен Рекс Тиллерсон.
Господин Тиллерсон критикует нерадивых любителей кредитов, но сама Exxon Mobil буквально на днях привлекла $12 млрд под облигации. Глава компании утверждает: это не одно и то же. Сланцевики раздадут почти все заемные средства на погашение старых долгов, а Exxon пустит их на поддержание работы крупных проектов, что затем принесет щедрые дивиденды, оправдывающие сам заем.