Бензиновый заговор. Правительство и нефтяники договорились стабилизировать цены на бензин до конца года
Рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке России по итогам текущего года должен соответствовать уровню инфляции, запланированному в размере 9 проц. Об этом заявил глава Минэкономразвития Герман Греф по итогам совещания членов правительства с главами крупнейших нефтяных компаний страны. По словам министра, на совещании была проанализирована динамика цен на рынке нефтепродуктов, и было признано, что за последние два месяца динамика цен на этом рынке была достаточно высокой. «Мы рассмотрели все факторы, определяющие эту динамику, и возможности, имеющиеся в руках правительства и нефтяных компаний по стабилизации ситуации», — сказал глава Минэкономразвития. «Скорее всего, мы будем констатировать стабилизацию цен и даже, возможно, некоторое их снижение», — сказал Г.Греф.
Глава НК «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов по итогам встречи констатировал полное взаимопонимание между правительством и нефтяниками в вопросах, касающихся ситуации на топливном рынке страны. Покидая совещание, на ходу на вопрос о достижении договоренностей по замораживанию цен на бензин, он только утвердительно кивнул. «Мы считаем, что можно совместными усилиями правительства и нефтяных компаний стабилизировать цены на нефтепродукты на территории России», — подкрепил ожидания В.Алекперов.
В свою очередь, премьер-министр Михаил Фрадков напрямую связал ускоренные темпы роста инфляции с ростом цен на нефтепродукты. «Нам понятно, что в условиях роста мировых цен на нефть возникает желание повысить цены на внутреннем рынке, но хотелось бы эти зависимости более внимательно проследить», — подчеркнул премьер. Он попросил представителей нефтяных компаний, присутствующих на совещании, сообщить «какие проблемы не позволяют выполнить обязательства, которые давались правительству».
О доверительности и конструктивности проведенных переговоров между членами правительства и нефтяниками говорит тот факт, что В.Алекперов еще раз напомнил о том, что внутренние цены на нефтепродукты не должны быть привязаны к международным. «Это даст возможность стабилизировать цены и, в результате, даже получить тенденцию к их снижению», — сказал глава «ЛУКОЙЛА».
Встреча нефтяников с членами правительства продолжалась более 3-х часов. Острая дискуссия и возможные поиски компромисса остались «за скобками» официальных сообщений. Между тем, об остроте проблемы роста цен на бензин, говорит тот факт, что Владимир Путин поручил премьер-министру взять под личный контроль ситуацию на топливном рынке страны.
Накануне совещания М.Фрадков фактически пообещал президенту договориться с нефтяниками, отметив, что «необходимо проанализировать ситуацию на рынке и обсудить конкретные вопросы по обеспечению бензином и топливом уборочных работ, инфляции и курсовой политики».
После таких заявлений не оставалось сомнений в том, что правительство попросит нефтяников до конца года заморозить цены на бензин. При этом опрошенные ПРАЙМ-ТАСС эксперты были единодушны в том, что решение правительства «обуздать» цены на нефтепродукты с сентября запоздалое, так как мировые цены на нефть с середины лета неуклонно падают.
Накануне встречи членов правительства с нефтяниками «масла в огонь» подлил глава Минсельхоза РФ Алексей Гордеев. Он пожаловался Владимиру Путину на рост цен на бензин и дизельное топливо. «Опережающий рост цен на бензин составил 20 проц, на дизельное топливо – 10 проц. Это выше инфляции», — сказал министр сельского хозяйства на совещании у главы государства.
Проблема роста цен на бензин волнует не только главу Минсельхоза, но и министров экономического блока. После того, как за 8 месяцев 2006 года инфляция достигла 7,1 проц, планы правительства «уложиться» в ранее заданные параметры, то есть в 9 проц, становятся трудновыполнимыми. Одной из причин «внепланового» роста инфляции в летние месяцы многие связывали с тем, что с июля закончилось действие очередного «моратория» на рост цен на бензин. Отпущенные в «свободное плавание» цены на топливо внесли свою лепту в общий рост стоимости товаров и услуг.
Главный экономист компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков в интервью ПРАЙМ-ТАСС сказал, что попытки правительства повлиять на инфляцию путем замораживание цен на бензин до конца текущего года, не приведут к замедлению темпов роста инфляции. «Начиная с конца июня существенным образом стали расти бюджетные расходы, и высокая инфляция была получена, главным образом из–за увеличившейся денежной массы и спроса, а не подорожанием бензина», — уверен Е.Гавриленков. Он напоминает, что ровно год назад /в сентябре 2005 г – прим. ПРАЙМ-ТАСС/ нефтяников вынудили заморозить цены на бензин, но они, чтобы не терять прибыль, тут же повысили цены на другие виды топлива, в частности, на мазут.
Не верит в действенность механизма борьбы с инфляции посредством временного замораживания цен на бензин и аналитик компании «Атон» Дмитрий Лукашов. В интервью ПРАЙМ-ТАСС он сказал, что правительство крайне неудачно выбрало время для переговоров. «Мировые цены на нефть упали ниже отметки в 65 долл, стоимость нефтепродуктов понизилась на 20 проц, и, скорее всего, такой понижающий тренд сохранится. В этом случае, получится, что, как и прошлой осенью, нефтяники заморозят цены на бензин на относительном пике», — сказал Д.Лукашов.
Вспоминает прошлогоднюю встречу членов правительства с главами нефтяных компаний и начальник отдела по связям с инвесторами НК «ЛУКОЙЛ» Геннадий Красовский. В интервью ПРАЙМ-ТАСС он объяснил, чего добивались и что предлагали нефтяники правительству в качестве мер, направленных на сдерживание роста цен на бензин. «Если правительство хочет добиться стабилизации цен на бензин — необходимо отвязать налоги на внутренние поставки от мировых цен на нефть. Правительство обещало рассмотреть этот вопрос. Но год прошел, а проблема осталась», — сожалеет Г.Красовский. Он считает, что высокая налоговая нагрузка на нефтяников влияет на рентабельность их бизнеса. «Пять лет назад соотношение объемов прибыли к величине выручки у «ЛУКОЙЛА» было на уровне 30-40 проц, а сегодня это только 10 проц», — сетует Г.Красовский. Это мнение разделяют все участники нефтяного рынка.
Нефтяники ни один год предлагают правительству снизить налоги в отрасли, и в обмен обязуются наращивать объемы инвестиций, как в сфере добычи, так и переработки.
Глава экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович фактически косвенно поддержал нефтяников. Во вторник, выступая на лекции в Международном университете в Москве, он заявил, что в ближайшее десятилетие России придется решать вопросы низкой эффективности использования энергоресурсов. По мнению А.Дворковича, капитал будет идти туда, где рентабельность выше. «В том числе, такие инвестиции будет осуществлять и государство, если напрямую будет участвовать в экономике», — подчеркнул глава экспертного управления президента РФ. Однако, как правило, это «инвестиции во вчерашний день», так как государство должно инвестировать в инфраструктуру, считает он.
Однако, несмотря на объявленные договоренности по совместным усилиям в борьбе с ростом цен на бензин, стоить признать, что ключевой вопрос в ценообразовании на внутреннем рынке нефтепродуктов, а именно, изменение методики расчета НДПИ, остается нерешенным.
Для большинства российских граждан вопрос о том, что будет с ценами на бензин, тоже не праздный. Инфляция, по-прежнему, волнует население страны.
По данным Росстата, только за первую неделю августа цена бензина в России выросла на 1,6 проц. Это в 4 раза превысило аналогичный показатель июля. За первое полугодие 2006 года средняя стоимость бензина выросла на 4,6 проц. Причем, ускоренными темпами бензин стал дорожать с середины лета. Так, только за последнюю неделю июля 2006 года цены на бензин выросли на 0,9 проц. Тогда же появились прогнозы о том, что пик роста цен на автомобильное топливо в России придется на сентябрь, и максимальная цена бензина Аи-95 может достичь уровня в 21 рубль за литр. В начале августа такими «мрачными» прогнозами поделился вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. В правительстве незамедлительно отреагировали на эти высказывания, назвав их вредными и опасными.
Между тем, в конце августа 2006 года цены на топливо стабилизировались, и, главным образом, по причине изменения конъюнктуры на мировых рынках нефти. Правительство поспешило заверить, что рост цен на бензин в 2006 г не превысит запланированного уровня инфляции. Правда, независимые эксперты сомневаются в том, что правительство сумеет добиться показателей инфляции ниже 10-11 проц по итогам 2006 г.
Как и в прошлом году, до конца не ясно, представителей каких российских нефтяных компаний были приглашены на этот раз на «серьезный» разговор с премьером. Как и в прошлом году, спикером от нефтяников был выбран глава «ЛУКОЙЛА». В сентябре 2005 года именно он выступил «застрельщиком» бензинового «моратория». С декабря 2004 года по май 2005 года «ЛУКОЙЛ» в одностороннем порядке снизил на 5 проц и заморозил розничные цены на бензин и дизельное топливо на собственных АЗС в России. В то время эта инициатива не была поддержана другими участниками рынка. Однако, уже в сентябре 2005 года глава Минтопэнерго Виктор Христенко добился того, чтобы представители крупных нефтяных компаний /»ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР, Сибнефти, Сургутнефтегаза, Роснефти и Татнефти/ добровольно согласились заморозить цены на бензин на 4 месяца. О чем было и заявлено после окончания той встречи.
За истекший год с момента первой встречи представителей правительства с нефтяниками, кабинет министров, наконец, провел решение о дифференцировании ставки налога на добычу полезных ископаемых. В марте 2003 года было принято решение о биржевой торговле нефтепродуктами. Тогда глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что биржа начнет работать во 2-ом полугодии 2006 г. При этом, министр подчеркнул, что биржевая торговля нефтепродуктами будет новым инструментом хеджирования рисков в пиковые периоды роста цен на нефтепродукты. Однако, в мае 2006 г замглавы Минэкономразвития Кирилл Андросов заявил, что сроки создания биржи по торговле нефтепродуктами сдвигаются до конца 2006 г. При этом, К.Андросов подчеркнул, что биржевую торговлю нефтепродуктами можно запустить быстрее. Ведь есть много покупателей. Импульс могут придать и госзакупки.
Е.Аркуша из Российского топливного союза говорит, что «биржа не может оказать влияния на цены». По его мнению, единственным существующим ныне в России инструментом воздействия на цены нефть и нефтепродукты является величина экспортной пошлины. При этом Е.Аркуша посетовал, что «экспортные пошлины почему-то устанавливаются на максимальном уровне, когда экспорт падает, и становятся минимальными, когда экспорт растет».
Обозначенные проблемы в сфере ценообразования на рынке нефти и нефтепродуктов еще раз подчеркивают важность переговоров представителей правительства с нефтяниками. Можно предположить, что важнейшей составляющей заседания «расширенного правительства» — чиновников и глав крупных нефтяных компаний — является политическая направленность данной встречи. Ведь проблемы с ценами на бензин и вопросы инфляции заставляют власть руководствоваться принципом – лучше договорная цена на бензин, чем ценовой бензиновый заговор.