Total и «Зарубежнефть» поменялись местами в Харьягинском проекте

«Зарубежнефть» станет оператором и крупнейшим акционером Харьягинского месторождения, купив 20% в проекте у французской Total. Сама Total говорит, что намерена остаться в проекте с миноритарной долей, а сделка поможет оптимизировать затраты. По мнению аналитиков, сумма сделки могла составить около $80 млн, а ее главной целью была мягкая передача операторства в Харьяге госкомпании.

Total продала государственной «Зарубежнефти» половину своей доли в Харьягинском нефтяном месторождении, а также передала ей функции оператора проекта, сообщили вчера компании. Теперь доля Total в Харьяге составит 20%, у норвежской Statoil будет 30%, у местной Ненецкой нефтяной компании — 10%, а «Зарубежнефть» станет крупнейшим акционером с долей 40%. Сумму сделки стороны не раскрыли. Получение необходимых разрешений регуляторов и передача операторства займут несколько месяцев.

Харьягинское месторождение расположено в Ненецком автономном округе (НАО), извлекаемые запасы на конец 2014 года — 49,1 млн тонн нефти, добыча — 1,5 млн тонн. Добыча ведется с 1999 года по соглашению о разделе продукции (СРП), большая часть изначальных запасов уже извлечена, и в ближайшие годы месторождение войдет в стадию падающей добычи.

Слухи о подобной сделке между Total и «Зарубежнефтью» ходили уже больше года, а в середине октября 2015 года «Ъ» писал, что компании договорились. Инициатором сделки было правительство, у которого постоянно возникали вопросы к размеру и обоснованности инвестиций на Харьяге, которые, согласно условиям СРП, окупаются за счет доли государства в продукции. Впрочем, подобные претензии традиционно возникают и к двум другим СРП на Сахалине, оператором одного из которых является «Газпром», а другого — Exxon. Непосредственным поводом для недовольства по Харьягинскому СРП стала ситуация с системой утилизации попутного нефтяного газа, которую Total начала внедрять в 2012 году, но из-за проблем с подрядчиком так и не ввела. Вчера заместитель главы Минэнерго Кирилл Молодцов заявил, что «статус «Зарубежнефти» как стратегического государственного предприятия и большой опыт компании позволяют говорить о том, что соглашение (с Total.— «Ъ») повысит экономическую эффективность проекта».

«Мы считаем, что «Зарубежнефть» в роли оператора сможет извлечь из Харьяги больше дополнительной стоимости, в том числе за счет синергии с другими своими активами в этом регионе, что важно в текущих ценовых условиях»,— сообщил журналистам гендиректор российского подразделения Total Жак де Буассезон. «Зарубежнефть» с 2008 года разрабатывает несколько месторождений в НАО, в 100 км от Харьяги, в рамках совместного предприятия с Petrovietnam — «Русвьетпетро». Господин де Буассезон подчеркнул, что Total по-прежнему заинтересована в российских активах: сейчас у французской компании есть несколько проектов с НОВАТЭКом, в том числе «Ямал СПГ», и доля в самом НОВАТЭКе. На данный момент Харьяга остается единственным нефтяным проектом Total в России.

По словам собеседников «Ъ» на рынке, сумма сделки «Зарубежнефти» и Total с учетом текущих цен на нефть «существенно меньше $100 млн». В 2009 году, когда 20% в проекте покупала «Зарубежнефть», она заплатила $65 млн. Карен Дашьян из Advance Capital отмечает, что сделка между «Зарубежнефтью» и Total проведена прежде всего с целью передачи операторских функций. По мнению аналитика, 20% в Харьяге могут стоить $80-100 млн, но, учитывая, что сделка является внутренней договоренностью между акционерами, ее сумма может отличаться от рыночной оценки.

kommersant.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
WSJ: американский бизнесмен хочет купить подорванный «Северный поток — 2» (Видео)
Возможность купить «Северный поток-2» может появится в случае банкротства его оператора Nord Stream 2 AG.
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»