03 December 2007, 14:20
На минувшей неделе большинство участников рынка сформировали отпускные цены на декабрь
Однако ни этот фактор, ни подведение на неделе итогов тендерных торгов «Газпром нефти» и «Роснефти» не улучшили рыночную ситуацию. Ощутимое повышение цен на спотовом рынке продолжилось, а свободных объемов, при том, что декабрь еще не наступил, уже нет. Большинство участников рынка не в состоянии объяснить этот феномен и с надеждой ожидают окончания выборов в Госдуму, рассчитывая, что это принесет какие-нибудь положительные изменения.
Как сообщает ИЦ «КОРТЕС», в первую половину прошедшей недели на спотовом рынке цены в очередной раз заметно повысились. Рост цен на декабрьские объемы нефтепродуктов был ожидаемым, так как средняя цена на нефть на узле учета повысилась в декабре на 15.7% относительно ноября, что «автоматически» сказалось на повышении отпускных цен с заводов. Неприятным сюрпризом для спотового рынка стал продолжающийся дефицит на свободном рынке на декабрьские объемы, который отразился даже на росте цен на дизтопливо летнее, что не является типичным для зимнего сезона. Причина в том, что заводы уже переориентировались на выпуск зимних сортов, а летнее топливо производят в основном на экспорт, но спрос на него остался также высоким. Ажиотаж на рынке привел к тому, что на Уфимской группе НПЗ участники рынка, ожидая резкого повышения цен в декабре, предлагали в начале недели дизельное топливо летнее по 19000-19900 руб./т, повышение на него составило 1000 руб./т. Эти ожидания подкреплял еще тот факт, что стоимость процессинга на Уфимских НПЗ в декабре выросла. Однако к концу недели, когда давальцы сформировали свои цены предложений, нижний уровень цены вернулся на прежнюю отметку 18000 руб./т. В то же время сбытовое предприятие «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» с 29 ноября объявило, что свободных ресурсов по дизельному топливу летнему и зимнему нет.
С Самарской группы заводов реализацию свободных объемов высокооктановых бензинов также уже не осуществляют, в особенности А-92/93, который даже на сбытовые предприятия компании отпускается в ограниченных количествах. При этом цены на свободные объемы А-76/80 и дизельного топлива, как летнего, так и зимнего, с Самарских заводов дают только при получении заявки с конкретными объемами и регионами отгрузки. Реализацию на свободный рынок А-92/93 в начале недели не проводили также с Рязанской НПК, Саратовского НПЗ и Сургутского ЗСК. На КиришиНОС цены к 1 декабря Сургутнефтегаз менять пока не планирует, но давальцы сообщили, что все декабрьские свободные объемы на сегодняшний день у них уже законтрактованы.
Надо сказать, что в последние дни ноября на внутреннем рынке сложилась абсурдная ситуация, противоречащая логике рынка. Во многих регионах сообщили, что бензины дешевле купить в рознице, чем в мелкооптовой торговле, где цены выше. При этом самый высокий уровень цен сложился при отгрузке крупного опта. Владельцы АЗС рассказывали, что бензовозы, подъезжая к АЗС на заправку, просили залить им топливо не в бак, а в бочку.
По состоянию на 27 ноября на спотовом рынке повышение цен прошло на А-76/80 — в диапазоне от 100 до 1400 руб./т, на А-92/93 — от 100 до 2000 руб./т, на Аи-95/96 — от 150 до 850 руб./т, дизельное топливо летнее — от 100 до 1100 руб./т. На рынке топочного мазута темп прироста был ниже, а на продукцию отдельных НПЗ прошло даже небольшое снижение: «ЛУКОЙЛ» снизил на Ухтинском НПЗ (-450 руб./т) и НижегородНОС (-200 руб./т), а Московский НПЗ — в среднем на (-150 руб./т).
Вторая половина недели прошла чуть более спокойно, так как основной акцент повышения произошел в начале недели. Тем не менее, рост цен сохранился, но преимущественно на автобензин А-92/93 и дизельное топливо.
В целом же можно предположить, что на следующей неделе рост цен на спотовом рынке, скорее всего, продолжится и факторами повышения останутся рост внутренних цен на нефть и существенный дефицит топлива. Окончание предвыборной кампании также может временно ослабить давление на рынок, и цены поползут вверх.
На этой неделе в нескольких региональных центрах было зафиксировано значительное повышение розничных цен, но на АЗС эти цены продержались не более двух дней. Представители региональных рынков пояснили, что возврат цен на прежние позиции произошел под давлением региональной администрации. Тем не менее, в ряде регионов рост розничных цен сохранился. В Мурманске повышение розничных цен на нефтепродукты произошло у всех участников рынка в интервале от 0.40 до 1.00 руб./л. В Архангельске цены поднялись на все нефтепродукты, кроме Аи-98, у основных участников рынка — «Роснефти» и «ЛУКОЙЛа» — в интервале от 0.30 до 0.70 руб./л. В Санкт-Петербурге прошло очередное повышение цен на АЗС от 0.20 до 1.70 руб./л. Значительно выросли цены на АЗС Краснодара, где повышение на все виды топлива составило от 0.10 до 1.40 руб./л. В Калининграде повышение отмечено только на дизельное топливо на 0.50 руб./л, а в Смоленске, наоборот, снизилось на 0.50 руб./л. В Н.Новгороде повысилась цена А-92/93 на 0.20 и Аи-95/96 на 0.50 руб./л, в Самаре — только Аи-95/96 на 0.20 руб./л. В Волгограде цена дизельного топлива выросла на 0.20 руб./л, а в Екатеринбурге она снизилась на аналогичную величину.
На спотовом рынке автобензинов марки А-76/80 в первую половину недели повышение отмечено на Московском НПЗ — в среднем (+900 руб./т), Рязанской НПК — в среднем (+150 руб./т), СалаватНОС (+200 руб./т), Ачинском НПЗ (+1400 руб./т), Ангарской НХК — в среднем (+450 руб./т), Комсомольском НПЗ — в среднем (+200 руб./т).
Во второй половине недели повышение прошло на Башкирской гр. НПЗ (+400 руб./т), Омском НПЗ — в среднем (+300 руб./т) и Комсомольском НПЗ — в среднем (+950 руб./т).
На спотовом рынке автобензинов марки А-92/93 повышение в начале недели отмечалось на Московском НПЗ — в среднем (+650 руб./т), ЯрославНОС — в среднем (+450 руб./т), Астраханьгазпром (+300 руб./т), Уфимской гр. НПЗ (+300 руб./т), СалаватНОС (+2000 руб./т), Омском НПЗ — в среднем (+550 руб./т), Ачинском НПЗ — в среднем (+1400 руб./т), Ангарской НХК (+1200 руб./т), Комсомольском НПЗ — в среднем (+150 руб./т).
Во второй половине недели повышение зафиксировано на КришиНОС (+100 руб./т), Рязанской НПК — в среднем (+250 руб./т), ЯрославНОС (+100 руб./т), Астраханьгазпром (+100 руб./т), Саратовском НПЗ (+500 руб./т), Нижнекамском НПЗ — в среднем (+1600 руб./т), Уфимской гр. НПЗ (+700 руб./т), СалаватНОС (+100 руб./т), Ачинском НПЗ — в среднем (+550 руб./т), Комсомольском НПЗ (+1000 руб./т).
Изменений цен по другим заводам не было.
На высокооктановый бензин Аи-95/96 повышение спотовых цен в начале недели произошло на Московском НПЗ (+300 руб./т), Рязанской НПК — в среднем (+250 руб./т), Астраханьгазпром — в среднем (+200 руб./т), Саратовском НПЗ — в среднем (+300 руб./т), СалаватНОС — в среднем (+1000 руб./т), Омском НПЗ — в среднем (+250 руб./т), Ачинском НПЗ — в среднем (+800 руб./т), Ангарской НХК — в среднем (+450 руб./т), Комсомольском НПЗ — в среднем (+150 руб./т).
Во второй половине недели повышение прошло на Рязанской НПК — в среднем (+450 руб./т), Астраханьгазпром (+200 руб./т), Саратовском НПЗ — в среднем (+500 руб./т), Уфимской гр. НПЗ (+300 руб./т), Ачинском НПЗ — в среднем (+250 руб./т), Комсомольском НПЗ — в среднем (+950 руб./т).
Цены на продукцию других НПЗ не менялись.
На высокооктановый автобензин марки Аи-98 повышение спотовых цен отмечено только в начале недели на Омском НПЗ — в среднем (+250 руб./т) и Ангарской НХК — в среднем (+450 руб./т).
На дизельное топливо летнее в первой половине недели повышение цен произошло на Ухтинском НПЗ (+850 руб./т), Московском НПЗ — в среднем (+600 руб./т), Астраханьгазпром (+100 руб./т), Волгограднефтепереработка (+700 руб./т), НижегородНОС (+750 руб./т), Самарской гр. НПЗ — в среднем (+550 руб./т), Нижнекамском НПЗ (+2000 руб./т), ПермНОС (+800 руб./т), Уфимской гр. НПЗ — в среднем (+850 руб./т), СалаватНОС (+1000 руб./т), Ачинском НПЗ (+200 руб./т), Ангарской НХК — в среднем (+650 руб./т).
Во второй половине недели повышение отмечено на Московском НПЗ (+200 руб./т), Рязанской НПК — в среднем (+1200 руб./т), Астраханьгазпром (+200 руб./т), Самарской гр. НПЗ — в среднем (+1650 руб./т), Саратовском НПЗ — в среднем (+250 руб./т), Нижнекамском НПЗ — в среднем (+200 руб./т), Ачинском НПЗ — в среднем (+500 руб./т), Комсомольском НПЗ — в среднем (+150 руб./т). Снижение отмечено на Уфимской гр. НПЗ (-1000 руб./т) и Омском НПЗ (-100 руб./т).
Остальные заводы цены не меняли.
На дизельное топливо зимнее в первой половине недели повышение отмечено на Ухтинском НПЗ (+1750 руб./т), Московском НПЗ (+2100 руб./т), Рязанской НПК (+200 руб./т), Волгограднефтепереработка (+1150 руб./т), НижегородНОС (+1250 руб./т), Нижнекамском НПЗ (+1450 руб./т), ПермНОС (+1250 руб./т), Уфимской гр. НПЗ — в среднем (+1400 руб./т), СалаватНОС (+800 руб./т), Ачинском НПЗ — в среднем (+1000 руб./т), Ангарской НХК (+1000 руб./т).
Во второй половине недели повышение отмечено на Саратовском НПЗ — в среднем (+1000 руб./т), Нижнекамском НПЗ — в среднем (+1050 руб./т), Башкирской гр. НПЗ — в среднем (+2500 руб./т), Омском НПЗ (+1400 руб./т), Комсомольском НПЗ (+1800 руб./т).
Остальные заводы цены не меняли.
На рынке топочного мазута в начале недели спотовые цены повышались на Самарской гр. НПЗ (+100 руб./т), ПермНОС — в среднем (+500 руб./т), Уфимской гр. НПЗ — в среднем (+350 руб./т), СалаватНОС (+300 руб./т), Ангарской НХК (+900 руб./т).
Снижение отмечено на Ухтинском НПЗ (-450 руб./т), Московском НПЗ — в среднем (-150 руб./т), НижегородНОС (-200 руб./т).
Во второй половине недели повышение прошло на Нижнекамском НПЗ — в среднем (+250 руб./т), Уфимской гр. НПЗ (+400 руб./т), Ачинском НПЗ (+900 руб./т), Ангарской НХК (+100 руб./т).
Снижение отмечено на Московском НПЗ — в среднем (-150 руб./т), Рязанской НПК (-200 руб./т) и ЯрославНОС (-100 руб./т).
Остальные заводы цены не меняли.
За период с 23.11.2007 по 30.11.2007 отпускные цены на автобензины, мазут, дизельное топливо и авиационный керосин увеличились на 1.82%, 6.76%, 6.50% и 6.90% соответственно.
Средние по РФ цены спотового рынка на основные нефтепродукты за этот период составили (вкл. все налоги):
Нефтепродукты на eOil.ru