Катализатор для всей страны
Компания «Газпром нефть» расширит производство катализаторов, необходимых для выпуска высококачественного моторного топлива. К 2025 году на Омском НПЗ «Газпром нефти» планируется производить до 21 тыс. тонн катализаторов в год. Инвестиции в проект составят более 11 млрд руб. Компания рассчитывает не только полностью обеспечить потребности российского рынка, но и выйти на зарубежный.
В сентябре глава «Газпром нефти» Александр Дюков и губернатор Омской области Виктор Назаров подписали соглашение о развитии производства российских катализаторов для нефтеперерабатывающей отрасли. Областное правительство поможет нефтекомпании создать комплекс по выпуску катализаторов каталитического крекинга и новых модификаций катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга, необходимых для вторичной переработки нефти. Предполагается, что общий объем инвестиций в проект превысит 11 млрд руб. Инвестору будет снижена ставка по налогу на прибыль (до 13,5%) и налогу на имущество (до 0,01%) для новых производств катализаторов. Начало строительства комплекса запланировано на 2017 год, завершение — в 2025 году. Проектный институт ОАО «ВНИПИнефть» (Москва) уже завершил разработку ТЭО проекта нового производства катализаторов.
Каталитический крекинг — один из важнейших процессов, повышающий глубину и эффективность переработки нефти. С помощью технологии гидроочистки из моторных топлив удаляются сера и азотсодержащие соединения, что снижает вредное воздействие на окружающую среду и позволяет обеспечить производство бензина стандарта «Евро-5». Использование другого вторичного процесса переработки — гидрокрекинга — позволяет получать высококачественное моторное топливо в том числе из сырья, которое ранее использовалось исключительно в производстве темных нефтепродуктов.
«Газпром нефть» уже с 2010 года выпускает на Омском нефтеперерабатывающем заводе современные катализаторы каткрекинга, созданные в партнерстве с Институтом проблем переработки углеводородов СО РАН (Омск). Сейчас это основное производство такой продукции в России, его мощность — 3 тыс. тонн катализаторов каткрекинга в год. Большую часть спроса на катализаторы российские НПЗ на данный момент обеспечивают за счет импорта. Новый производственный комплекс к 2025 году будет выпускать до 21 тыс. тонн продукции: 15 тыс. тонн катализаторов каталитического крекинга и 6 тыс. тонн катализаторов гидропроцессов. Именно таков сейчас российский спрос на эту продукцию, в дальнейшем потребление будет расти. При этом 70% необходимой продукции закупается на мировом рынке, основные доли которого принадлежат крупнейшим производителям Grace, Albemarle и BASF.
Научный руководитель Института катализа Сибирского отделения РАН академик Валентин Пармон отмечал в интервью «Ъ», что «атомную бомбу умеют сегодня изготавливать девять стран в мире, а важнейшие промышленные катализаторы полного цикла переработки для химических производств — всего семь». По его данным, уровень зависимости некоторых отраслей отечественной промышленности от импортных катализаторов достигает 100%. «В частности, с этим связано недавнее подорожание дизельного топлива. Производство современных видов дизельных топлив требует использования каталитических процессов. Все эти процессы в мире разрабатывались и внедрялись уже в постсоветское время, поэтому Россию они обошли стороной»,— объяснил господин Пармон. При этом организаций, способных сегодня разработать новый катализатор и довести его до промышленного использования, осталось совсем немного. Если в СССР разработкой катализаторов занимались почти 90 отраслевых и академических институтов, из которых около 10 разрабатывали промышленные катализаторы, то сейчас в России это под силу всего трем институтам — в Краснодаре, Омске и Новосибирске.
Помогать «Газпром нефти» в создании новых катализаторов будут крупнейшие российские научно-исследовательские центры в области каталитических процессов — Институт катализа им. Г. К. Борескова (Новосибирск) и Институт проблем переработки углеводородов (Омск). Помимо научной поддержки институты должны обеспечить техническую помощь потребителям катализаторной продукции завода при ее эксплуатации, а также разработать программы обучения персонала производства катализаторов. В свою очередь, Омский НПЗ сможет проводить экспертизы и испытания катализаторов гидрогенизационных процессов на пилотных установках института. А для испытаний катализаторов каталитического крекинга приобретена собственная пилотная установка. Патентные права на новые виды катализаторов будут принадлежать Омскому НПЗ.
В «Газпром нефти» отмечают, что по качеству российская продукция превосходит западные аналоги. Главный технолог Омского НПЗ Дмитрий Храпов уверен, что компания сможет потеснить американскую Grace, которая занимает больше половины мирового рынка катализаторов для нефтепереработки. В перспективе «Газпром нефть» планирует обеспечить катализаторами с Омского НПЗ не только российские нефтезаводы, Белоруссию и Казахстан, но и страны дальнего зарубежья.
«Единственная проблема, существовавшая до последнего момента: оборудование, на котором мы сейчас производим катализаторы, не новое, поэтому себестоимость, может быть, была чуть выше. Но со снижением стоимости рубля можно смело сказать, что и по критерию «цена» мы также лучше, чем наши западные конкуренты»,— отмечал председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков. По его словам, с точки зрения стоимости катализаторы компании также более эффективны за счет большего срока службы.
Глава исследовательской компании Small Letters Виталий Крюков говорит, что проект расширения мощностей по выпуску российских катализаторов сейчас наиболее актуален в рамках государственной программы импортозамещения. Эксперт отмечает, что в перспективе крупным рынком сбыта этой продукции станет и Казахстан, который начал переводить свои производства на новые экологические нормы позже, чем Россия. Также компания сможет экспортировать катализаторы в дальнее зарубежье, что выгодно при сохранении нынешнего соотношения рубля и доллара.