Валютные режимы в нефтеэкспортирующих странах становятся более строгими

В связи с резким падением цен на нефть встал вопрос о валютных режимах в нефтеэкспортирующих странах. Что неудивительно, поскольку любая система — плавающий или фиксированный курс — зависит в этих странах исключительно от нефтедолларов.

Сергей Минаев

Падение мировых цен на нефть с июня 2014 года на 60% произвело большое впечатление на власти и граждан стран-нефтеэкспортеров — оно значительно повлияло на обменный курс валют. Так, нигерийская найра подешевела по отношению к американскому доллару на 19%, норвежская крона подешевела на 26% по отношению к американскому доллару, бразильский реал — на 40%, российский рубль — на 46%. И только курс саудовского риала остался прежним (см. график).

Между тем в нефтеэкспортирующих странах существуют разные валютные режимы. В некоторых странах курсы фиксированные: в Саудовской Аравии, Нигерии, Венесуэле, а также в Анголе (где курс валюты снизился на 27% в результате падения нефтяных цен). В этих странах снижение курса происходит (либо не происходит) по решению властей провести девальвацию. В других странах вроде Норвегии, России или Бразилии курсы нефиксированные — там падение курса происходит само собой. Для российских граждан еще свежи воспоминания о том, что в нефтеэкспортирующей России с 1995-го по август 1998 года курс были фиксирован — он рухнул в ходе финансового кризиса в связи с нехваткой нефтедолларов.

МВФ опубликовал доклад о нынешнем состоянии валютной системы в мире, и, согласно ему, на сегодняшний день только 35% стран мира имеют плавающий курс валют и только в 16% стран не проводят никаких интервенций в поддержку курса, так что его можно определить как свободно плавающий. В остальных странах — от Гонконга с его абсолютно незыблемым курсом до Нигерии, которая вынуждена проводить девальвации в связи c подешевлением нефти,— курс является фиксированным.

В последние годы G7 и G20 постоянно проводят дискуссии о курсах и девальвациях — члены этих клубов обвиняют друг друга в валютных манипуляциях. Между тем не совсем ясно, что вообще творится с валютными режимами. Точнее, после введения плавающих курсов в 1970-е годы существовали и существуют самые разные системы. Исследователи выделяют следующие их типы. Фиксированные курсы национальных валют, которые применяли в 1990-е годы латиноамериканские страны (Аргентина, Бразилия, Чили) в качестве ключевого элемента антиинфляционных программ. Фиксированные курсы национальных валют, которые в 1990-е годы применяли восточноазиатские страны (Таиланд, Индонезия, Малайзия и Филиппины), чтобы привлечь иностранный капитал. Фиксированные курсы национальных валют, которые продолжают существовать в странах Центральной, Западной и Южной Африки в рамках валютных союзов. Фиксированный курс валют в странах Евросоюза: сама система евро была построена на фиксации курсов европейских стран друг по отношению к другу. В чистом виде плавающими считаются курсы тех стран, которые в интересах борьбы с инфляцией принципиально отказываются от валютных интервенций: в Великобритании, Новой Зеландии и Канаде.

По словам профессора Калифорнийского университета Эндрю Роуза, «обменный курс валюты является важной ценой активов, может быть, даже самой важной ценой активов. Цена определяется по желанию правительств и центральных банков. Некоторые правительства (например, Дании и Гонконга) выбрали вариант с фиксированным курсом своих валют. А некоторые — со свободным (Канада, Новая Зеландия). Ряд стран изменили отношение к этому вопросу и, соответственно, валютный режим (Таиланд в июле 1997 года, Аргентина в январе 2002-го). Официальные власти в любой стране своей валютной политикой дают понять, что их очень заботит вопрос о фиксированном или плавающем курсе национальной валюты. В некоторых странах вроде Новой Зеландии, Чили или Швеции, которые придерживаются режима плавающего валютного курса, центральные банки имеют вполне определенные плановые ориентиры по сдерживанию инфляции. А Банк Японии вообще не имеет определенных ориентиров. Так что если страны с фиксированным валютным курсом приблизительно одинаковы, то страны с плавающим валютным курсом весьма разнятся. Важно понимать, что существующая система в еврозоне является ярко выраженным случаем фиксированных валютных курсов: все страны, вступающие в еврозону, должны в течение как минимум двух лет до вступления зафиксировать курсы своих валют по отношению к евро. В то же время ярко выраженным случаем свободно плавающего курса является система, принятая в Великобритании, где Центральный банк сосредоточен только на достижении ориентира по сдерживанию инфляции и ни при каких условиях не прибегает к валютным интервенциям для воздействия на курс фунта. В этом отношении выход из зоны евро был бы для любой страны просто отказом от фиксированного курса и переходом к плавающему».

Что касается нефтедобывающих стран, то многие из них зафиксировали курс своих валют по отношению к доллару просто потому, что нефть на мировом рынке продается исключительно за американскую валюту. Привязывая свою валюту к другой, более сильной, слабые центральные банки пытаются воспользоваться общим доверием к центробанку, который выпускает эту сильную валюту, и тем самым поддерживать инфляционные ожидания на стабильно низком уровне. Однако ясно, что фиксированный курс для нефтеэкспортеров имеет свои недостатки. Если при свободно плавающем курсе снижение стоимости экспорта вызывает повышенный спрос на иностранную валюту и это естественным образом вызывает снижение курса национальной валюты, то фиксация курса приводит к тому, что спекулянты в случае снижения нефтяных цен начинают атаку на национальную валюту. Власти могут либо защитить ее путем повышения процентной ставки — и это вредит экономике, либо проводят девальвацию — и это грозит разорением компаниям, которые сделали крупные займы в иностранной валюте.

Одним из вариантов является накопление грандиозных валютных резервов, наличие которых способно отпугнуть спекулянтов. Именно это сейчас сделала Саудовская Аравия, накопившая долларовые резервы, на которые можно финансировать импорт в течение 48 месяцев. Однако в других странах такая возможность отсутствует — например, в Венесуэле с ее фиксированным курсом профицит текущего платежного баланса уже сменился дефицитом в результате падения нефтяных цен, а резервов осталось всего на три месяца импорта.

Некоторые нефтеэкспортирующие страны прибегают к необычным методам сохранения фиксированных курсов. В июне нынешнего года нигерийский ЦБ обнародовал список товаров, которые в целях приведения импорта в соответствие с падающими экспортными доходами просто запрещено импортировать. В список входит 41 наименование, в том числе рис, каучук, зубочистки и частные реактивные самолеты.

Как бы то ни было, граждане всех нефтеэкспортирующих стран именно в ходе падения нефтяных цен получили возможность задуматься о существующей в стране валютной системе. Это естественно, если долларов становится все меньше.

kommersant.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»
Замминистра энергетики РФ и Сийярто обсудили поставки газа после санкций США
Речь идет об ограничениях против Газпромбанка