Шансы «Северного потока — 2» растут
С точки зрения Еврокомиссии, запланированный балтийский газопровод «Северный поток — 2» нуждается в новой основе, чтобы не допустить его строительства и эксплуатации вне всяких законов. Но с точки зрения правительства ФРГ, не может быть и речи о каком-либо правовом вакууме: этот аргумент брюссельские власти выдвинули якобы для того, чтобы затянуть сооружение газопровода от российского Выборга до Грайфсвальда, а затем и вовсе предотвратить, говорят в правительственных кругах.
Этот спор между Брюсселем и Берлином ведется уже несколько месяцев, и теперь правительство ФРГ переходит в наступление. Поддержанное экспертным заключением юристов Совета Европы, оно настаивает на том, чтобы отклонить желание комиссии выработать от имени государств-членов ЕС с Россией собственные правовые рамки для «Северного потока — 2». В правительственных кругах говорят, что экспертное заключение юридической службы Совета приготовило этим планам комиссии «похороны третьего сорта».
Однако официально все ведут себя сдержанно: в министерстве экономики ФРГ говорят, что, мол, «изучат и оценят» это экспертное заключение. Одновременно министерство подчеркивает, что в случае с «Северным потоком — 2» речь идет «в первую очередь о предпринимательском проекте».
Юристы Совета Европы установили, что «Северный поток — 2» ни в коем случае не существует в юридическом вакууме. Поэтому соответствующее решение Еврокомиссии по поводу мандата опирается, мол, на «чисто политические аргументы». К тому же Еврокомиссия «не в состоянии доказать наличие связи между использованием нового трубопровода и обоснованным риском для рынка или безопасности энергоснабжения в Союзе», пишут далее юристы.
Однако комиссия пока не спешит признать свое поражение. «С нашей точки зрения, ничего не изменилось», — подчеркнула одна представительница. Еврокомиссия и ее ответственный вице-президент Марош Шефчович (Maros Sefcovic) настаивают на том, чтобы применить к «Северному потоку — 2» основные принципы энергетического права ЕС. Сюда относится, например, равноправный доступ к трубопроводу других поставщиков.
По их мнению, новый трубопровод будет и дальше способствовать укреплению на рынке Газпрома, который продвигает этот проект совместно с пятью европейскими предприятиями. К тому же опасности будут подвержены уже существующие транспортные пути. Прежде всего для Украины, но также и для родины Шефчовича, Словакии, транзитные пошлины за российский газ были важным источником доходов. В Берлине также видят проблему с Украиной, однако там высказываются за то, чтобы компенсировать этой стране упущенную прибыль другим путем.
Так же критически, как и комиссия, к «Северному потоку — 2» относятся несколько восточноевропейских стран-членов ЕС: они опасаются возрастающей зависимости от России. Даже если нет никакого правового вакуума, аргументируют дипломаты ЕС, надо бы усилить правовую основу «Северного потока — 2» соглашением с Россией. Эстония, председательствующая сейчас в ЕС, назначила на четверг рабочее заседание представителей 28 правительств, на котором должно обсуждаться экспертное заключение юристов.
Однако комиссия не хотела бы ограничиваться только получением нового поручения от стран-членов ЕС для переговоров с Россией. Она также проверяет, нельзя ли изменить и соответствующие законы ЕС. Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker) заявил недавно в своей рабочей программе на ближайшие двенадцать месяцев о том, что хочет предложить ввести общие правила для газопроводов, снабжающих европейский внутренний рынок. Но с точки зрения Берлина, это выльется в расширение компетенции ЕС без изменения европейских договоров, что могло бы заинтересовать Европейский суд.
Прогноз ценовых колебаний с 9 по 13 октября 2017 читайте здесь.