США против «Газпрома»: победа любой ценой

Американцы пока проигрывают «Газпрому» борьбу за европейский газовый рынок. Поставки сжиженного природного газа из США в Старый Свет приносят экспортерам убытки. По оценкам аналитиков, такая ситуация сохранится в ближайшие несколько лет. Новые американские санкции — это часть конкурентной борьбы, но чтобы серьезно подвинуть «Газпром», нужны экстраординарные события.
«Взрыв на магистральном газопроводе на Украине», «Российский газ перестал идти в Европу», «Цены на газ после аварии взлетели в два раза», «К газовым терминалам Старого Света вышли танкеры с американским СПГ», «Акции «Газпрома» рухнули на фоне аварии на газопроводе»…

Невероятно? Но глава минэнерго Украины Игорь Насалик заявил на днях, что оператор украинской газотранспортной системы (ГТС) компания «Укртрансгаз» может быть технически не готова к прокачке газа из-за нежелания «Нафтогаза» инвестировать в ГТС.

В «Газпроме» живо откликнулись на эти слова. «Мы уже давно говорим об этом», — заявил глава концерна Алексей Миллер. По его словам, состояние украинской ГТС таково, что при использовании украинского коридора никто не может гарантировать надежное газоснабжение европейских потребителей в средне- и долгосрочной перспективе.

«Наши партнеры в Европе это прекрасно знают. Наконец-то и украинская сторона это признала. И публично, официально заявила о возможных проблемах с транзитом из-за недоинвестирования в газотранспортную систему», — сказал Миллер.

Проблема в том, что «Газпром» и Европу загоняют в этот украинский коридор. Американский закон о санкциях, недавно подписанный президентом Дональдом Трампом, несет угрозу российским трубопроводным проектам «Северный поток – 2» и «Турецкий поток», которые идут в обход Украины.

Новые газопроводы сводят к минимуму риск аварий из-за износа сетей и оборудования, а также позволяют экономить не менее $2 млрд в год на плате за транзит, которую сегодня получает Украина. Но теперь риск того, что они не будут реализованы, резко возрастает.

«Закон о санкциях ставит под угрозу партнеров, инвесторов, кредиторов и подрядчиков «Газпрома» и создает риски того, что строительство обоих газопроводов будет задержано», — говорится в отчете международного рейтингового агентства Moody’s.

Американцы не скрывают, что хотят не только сохранить для Украины стабильный приток валюты, но и подвинуть «Газпром» на европейском рынке, освободив там место для своего сжиженного природного газа (СПГ). На настоящий момент, в условиях обычной, неполитической конкуренции, СПГ из Штатов проигрывает конкуренцию российскому трубопроводному газу.

По данным компании Vygon Consulting, за прошлый год и пять месяцев этого года из Мексиканского залива было отправлено 140 СПГ-танкеров общим объемом 9 млн тонн (12,3 млрд куб. м), что эквивалентно 3,5% мировой торговли сжиженным газом. Основными покупателями американского газа были Латинская Америка и Азия — на них пришлось 70% продаж.

Европа оказалась наименее востребованным рынком для экспортеров американского СПГ, за все время работы на нее пришлось всего лишь 13% отгрузок, или 1,6 млрд куб. м.

Между тем только в январе — мае текущего года «Газпром» поставил в страны дальнего зарубежья 81,2 млрд куб. м, что на 13,3% выше показателя за аналогичный период прошлого года. По итогам 2016 года экспорт достиг исторического максимума в 179,3 млрд куб. м, что составило треть от общего объема потребления газа в Европе.

Для поставщиков американского СПГ ключевая проблема европейского рынка в том, что текущие цены на нем не позволяют им работать с прибылью.

Аналитик Vygon Consulting Екатерина Колбикова отмечает, что средняя цена «затраты плюс» за 2016 год при поставке американского СПГ на примере Бельгии составила $6,7 за миллион британских термических единиц (МБТЕ, используется для сопоставимых сравнений) при цене импорта СПГ в стране $5,6/МБТЕ. Иными словами, средний убыток такой поставки составил $1,1/МБТЕ.

При этом газпромовский газ обходится клиентам в Европе дешевле. Цена «затраты плюс» российского трубопроводного газа для Надым-Пур-Тазовского района (себестоимость добычи плюс пошлина и транспортировка по системе Ямал — Европа) на границе Бельгии, по оценкам Vygon Consulting, находится в диапазоне $2,7–3/МБТЕ.

«Поэтому американский газ не стал для Европы реальной альтернативой трубопроводным поставкам «Газпрома», — отмечает аналитик.

Но в США на стадии строительства находится шесть новых заводов по сжижению газа и в планах увеличить к 2020 году совокупное производство СПГ до ежегодных 78 млн тонн, а в дальнейшем довести его до 390 млн тонн. Если цены на газ в Европе не вырастут, то поставки так и останутся убыточными и эти планы будет сложно реализовать, отмечают аналитики.

Чтобы сделать экспорт американского СПГ прибыльным, цены на газ должны повыситься примерно на 30% по сравнению с текущим уровнем, отмечается в отчете S&P Global Ratings «Могут ли санкции со стороны США привести к перекрытию поставок российского газа в Европу».

«Сокращение или перебои поставок российского газа в Европу могут стать именно таким фактором, который будет необходим для повышения цен на газ в Европе — к выгоде игроков из США», — полагают в S&P.

Если цены не вырастут, то демпинговать вряд ли кто-то захочет. Конфигурация американского СПГ такова, что добыча, сжижение и экспорт находятся в разных руках. Основными экспортерами являются не американские компании, а трейдеры или энергетические концерны из других стран.

Причем в наиболее выигрышном положении находятся владельцы СПГ-заводов. Они заключают долгосрочные контракты на условиях «сжижай или плати» и получают свою прибыль вне зависимости от текущей конъюнктуры на рынке газа. Стоит отметить, что «Газпром» в Европе принуждают к отказу от тех же долгосрочных договоров и условия «бери или плати».

В целом в таком контексте сценарий с прекращением поставок российского газа через территорию Украины из-за проблем с ее ГТС выглядит вполне реалистичным (интересы Киева в расчет принимать никто не станет).

Но есть и другие, менее радикальные способы вызвать перебои с поставками через Украину. Например, можно ограничить транзит в рамках судебных исков, которые предъявляет украинская сторона «Газпрому» и России.

Или же можно выставить заранее неприемлемые условия по транзиту. Транзитный договор истекает в конце 2019 года, и переговоры о новом контракте будут крайне сложными. В лучшем случае «Газпрому» придется больше платить, а значит, или поднимать цену для европейских потребителей (что на руку поставщикам американского СПГ), или сокращать свою прибыль.

Агентство Moody’s считает, что принятый США закон о санкциях «создает риск ослабления переговорной позиции «Газпрома» по тарифам».

«Ослабление переговорной позиции «Газпрома» может привести к росту его транзитных расходов из-за более высоких транзитных тарифов и объемов по сравнению с теми, которые планировались ранее», — отмечают аналитики Moody’s.

Европу, «Газпром» и, пожалуй, весь мир ждут непростые времена. США навязывают свои правила игры и ведут себя как слон в посудной лавке. Президент Дональд Трамп не отличается особой деликатностью и предпочитает простые и, как ему кажется, эффективные решения. Сумеет ли Старый Свет противостоять этому напору, покажет время.

finance.rambler.ru

 

Читайте прогноз ценовых колебаний с 14 по 18 августа 2017 здесь.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Экспорт СПГ из США в Европу будет расти по мере роста цен на газ в Европе
В то время как базовые цены на природный газ в Европе достигли годового максимума, их премия по отношению к базовым ценам на газ в США значительно превысила средние показатели за 2024 год, что свидетельствует о том, что американские экспортеры СПГ, вероятно, еще больше увеличат поставки в Европу, чтобы воспользоваться преимуществами растущего спрэда.
Азиатский СПГ достиг максимума в этом году
Спотовые цены на сжиженный природный газ в Северной Азии подскочили до самого высокого уровня в этом году на фоне усиления конкуренции со стороны Европы за топливо для тепло- и электростанций.