Вокруг новой госполитики по импортозамещению разгорается скандал
Вокруг новой госполитики по закупкам и импортозамещению разгорелся скандал. Резко против нее выступили семь крупнейших российских нефтегазовых компаний. Они недовольны уже одобренным Госдумой в первом чтении законопроектом, который ставит отрасль под особый контроль, создавая риски раскрытия коммерческой информации и снижая возможность использования схем для обхода санкций. Документ чреват проблемами и в других отраслях, но там его пока внимательно прочитали далеко не все. Нефтяники считают, что Белый дом неверно интерпретировал идеи Владимира Путина. Он сам сможет прояснить ситуацию уже сегодня на специальном заседании с правительством.
В середине апреля руководители «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Зарубежнефти», «Башнефти», «Сургутнефтегаза» и НОВАТЭКа написали Владимиру Путину письмо, раскритиковав поправки к ФЗ «О закупках». Последние были разработаны по итогам выступления президента перед федеральным собранием в декабре 2014 года. Он предложил создать «специальный координационный центр, задача которого увязать реализацию крупных проектов с размещением заказов на российских предприятиях». «Мы должны снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции»,— пояснил президент. В марте премьер Дмитрий Медведев сообщил, что сам возглавит новый орган, 21 апреля Госдума одобрила в первом чтении соответствующий законопроект.
По нему правительство создает координационный совет, который будет согласовывать положения и планы закупок госкомпаний, госкорпораций, монополий, а также всех «заказчиков», которые реализуют проекты, получающие господдержку, или осваивают месторождения углеводородов. Заказы должны размещаться в единой информационной системе, без одобрения совета договоры могут заключаться только в случае форс-мажора. Сейчас закон касается лишь госкомпаний, и они обязаны только раскрывать закупочные процедуры и их итоги, правительство также может установить приоритет услуг или товаров российского происхождения перед импортными или определенную долю закупок у малого и среднего бизнеса. Поправки прошли первое чтение не без вопросов. В заключении комитета Госдумы по экономической политике говорится, что законопроект «не решает задач по развитию экономики», предлагается уточнить реестр инвестпроектов и статус совета, хотя документ все равно в целом одобрен. Но нефтяники считают, что текущая редакция «не соответствует сути поручения президента и требует существенной доработки».
По мнению участников отрасли, вместо создания преференций для отечественных производителей документ просто «делает публичной всю информацию об импортозамещающих закупках, в том числе по параллельному импорту, что может привести к использованию этой информации для повышения эффективности санкций». Законопроект, пишут нефтяники, ограничивает возможности планирования и установления приемлемых сроков расчетов, а также «может привести к необходимости поиска источников финансирования для предоставления авансов, что в условиях санкций представляется крайне затруднительным». Топ-менеджеры просят убрать из документа оговорку про проекты разведки и добычи углеводородов и уточнить, что контроль осуществляется только за закупками в рамках отдельных инвестпроектов, получающих господдержку, а не по компании в целом. Кроме того, добавляют нефтяники, нужно разработать перечень товаров, услуг и работ в сфере ТЭКа, сведения о которых не составляют гостайны, но не должны размещаться в единой информационной системе.
В одной из компаний поясняют, что «подобного вмешательства государства в бизнес не было никогда». «В закупках крупных компаний тысячи наименований, такой документооборот просто невозможно будет вести»,— уверен он. Также добавляют, что, «по сути, речь идет о бумажной работе, как это поможет импортозамещению, не ясно». «При всем желании в России нет производства целого ряда сложного оборудования, оно появится нескоро, и альтернативы отсутствуют»,— говорит собеседник газеты.
Участники других отраслей пока критики в адрес проекта не высказывали, но опрос показал, что многие просто не поняли содержания поправок или не обратили на них внимания.
Так, машиностроители, традиционно получающие большой объем господдержки, в основном о документе не знают. В автопроме полагают, что законопроект вполне может затронуть частных игроков отрасли. На фоне текущего кризиса они «заняты более насущными проблемами», поэтому законопроект мог «пока не попасть в поле зрения». В госкомпаниях сектора «особенной проблемы» в новых требованиях не видят, в частных его начали изучать после обращения «Ъ». В «Аэрофлоте» также еще продолжают оценивать поправки. В ОАО РЖД готовы выполнять все требования, но источник в монополии уточнил, что они не должны увеличивать затраты и усложнять саму процедуру закупок. В другой крупной госкомпании полагают, что документ поставит ее в неравные условия по сравнению с частниками: придется раскрывать условия сделок, чем воспользуются конкуренты.
Гендиректор «НП-Эдвайс» Наталья Пантюхина согласна, что законопроект создаст проблемы для бизнеса. «Компании ведут деятельность каждый день, и регулировать ее в ручном режиме правительство не сможет»,— поясняет она, добавляя, что можно было бы, например, просто прописать четкий список российского оборудования, которое компании должны закупать. Кроме того, отмечает юрист, публикация условий сделок может привести к завышению цен поставщиками. Президент переадресовал претензии бизнеса вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Вчера состоялось совещание по этому поводу, но решений принято не было. Свою точку зрения президент сможет высказать уже сегодня, в ходе заседания правительства по импортозамещению.