Подрывает ли развитие ВИЭ стабильность американской энергосистемы?
После апрельской встречи с главами энергетических ведомств Европы, Канады и Японии руководитель департамента энергетики США Рик Перри отметил «существенную обеспокоенность» среди иностранных партнёров тем, как определённые политические решения ставят под угрозу энергетическую безопасность и надёжность энергосистем. В общих чертах вопрос, поставленный Перри, можно сформулировать так: означают ли недавние изменения в энергосистеме Соединённых Штатов – закрытие угольных и атомных электростанций при бурном развитии ветровой, солнечной и газовой генерации, что страна больше не обладает стабильной и мощной энергосистемой, способной обеспечивать потребителей электричеством в режиме 24/7? Короче говоря, достаточно ли в Америке мощностей, чтобы свет в домах горел без перебоев?
Для ответа на этот вопрос Перри инициировал масштабное исследование на тему «защиты долгосрочной стабильности электрической сети». Драфт документа просочился в прессу, попав в руки журналистов Bloomberg, а позже и других изданий, включая The Washington Post. Речь идёт лишь о первой версии исследования, возможно далёкой от финального варианта. Но всё же примечательно, что его авторы выполнили лишь половину задачи, поставленной перед ними.
В частности, в исследовании приводятся факторы, ускорившие закрытие так называемых базовых (baseload – вероятно, можно перевести как «традиционных») электростанций, независимых от капризов природы. Аналитики департамента энергетики выяснили, что определённую роль в сокращении угольной и атомной генерации сыграли низкие цены на природный газ, новое экологическое законодательство, а также рост ВИЭ. Но решающее воздействие оказал именно газовый бум.
«Природоохранное законодательство и субсидии возобновляемой генерации ускорили вывод из строя традиционных электростанций, – говорится в исследовании. – Однако эти факторы сыграли малозначительную роль по сравнению с продолжительным падением спроса на электричество, обусловленным в том числе высокой доступностью природного газа».
Что же касается рекомендательной части, в которой сотрудники Перри могли бы представить свои замечания о результатах исследования, её в имеющейся версии документа попросту нет.
«Язык документа не позволяет так легко, как раньше, продавать историю о том, что поддержка ВИЭ вредна для энергосистемы, – говорит один из сотрудников департамента энергетики США, пожелавший остаться неизвестным. – Именно под таким углом изначально смотрели на эту проблему».
В то же время исследование игнорирует виды возобновляемой генерации, способные вырабатывать электричество круглосуточно, такие как геотермальная энергия и биогаз, якобы потому, что они «не столь распространены, как газовые, угольные и атомные электростанции». Но даже далёкий от энергетики человек заметил бы, что в драфте исследования его авторы не пытаются ответить на другой вопрос: в какой степени большие угольные и атомные электростанции влияют на стабильность сети.
В этом, похоже, и состоит основной посыл документа.
«При первом прочтении исследования больше всего поражает, что там вообще ничего нет про стабильность (энергосистемы), – говорит Дэвид. М. Харт, профессор, директор Центра научной, технологической и инновационной политики в Университете Джорджа Мэйсона, Вирджиния. – Оно полностью посвящено выводу из строя «базовой» генерации. По моему разумению, главный вопрос в том, как это влияет на стабильность. И ответа на него я так и не нашёл».
Некоторые природоохранные организации, включая «Совет по защите природных ресурсов» (Natural Resources Defense Council), указывают на то, что термин «базовые» (baseload) по отношению к угольным и атомным электростанциям устарел из-за двух развивающихся параллельно тенденций – падения стоимости ветровой и солнечной генерации и роста производства природного газа.
Проблема с ветровой и солнечной генерацией, – так называемыми нестабильными (variable) возобновляемыми источниками энергии, – в том, что они производят электричество, лишь когда дует ветер и светит солнце. Но в таких ситуациях логично было бы нарастить генерацию на газовых ТЭЦ, чтобы восполнить потребности в электроэнергии. Во всяком случае, сделать это с помощью угольных и атомных электростанций намного дороже и сложнее.
«Доступность «традиционной» энергии и стабильность энергосистемы – не одно и то же», – считает Тревор Хаузер, партнёр и энергетический эксперт в исследовательско-консалтинговой компании Rhodium Group, соавтор исследования о снижении угольной генерации в США, которого цитируют аналитики департамента энергетики в своём документе.
Возможно, ответы на все эти вопросы появятся в следующих версиях исследования. Как отмечает Дэн Рейчер, бывший сотрудник департамента энергетики, а ныне исполнительный директор Центра энергетической политики и финансов при Стэнфордском университете: на вопрос о том, сможет ли сочетание природного газа, ветра и солнца обеспечить стабильное энергоснабжение, не так-то просто ответить за отведённые Риком Перри 60 дней.
«Честно говоря, это наиболее сложная часть исследования», – говорит Рейчер.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 7 по 11 августа здесь.