Норвегия решает судьбу Лофотенов
Норвежская нефтяная индустрия периодически обращается к Лофотенским островам, чьи запасы нефти оцениваются в миллиарды баррелей. Но их мечтам не суждено сбыться.
В следующем месяце комиссия навряд ли одобрит отмену запрета на бурение в этой зоне, в то время как все больше и больше норвежцев уходят из индустрии, обогатившей страну.
Две крупнейшие политические партии Норвегии: Норвежская рабочая партия и Консервативная партия уже давно прорабатывают план по освоению этих территорий. Но им все еще приходится считаться и с более мелкими партиями, которые настроены против добычи нефти на Лофотенах.
Все потому, что данный район является подлинным чудом природы. По данным WWF, в прибрежных водах архипелага находится самый большой коралловый риф и район нереста 70% всей рыбы, обитающей в Норвежском и Баренцевом морях. Самая большая в мире колония птиц также располагается на Лофотенах. Противники бурения объясняют, что утечка нефти может нанести катастрофический вред. Если зона добычи будет расширена, у Норвегии возникнут проблемы с Парижским соглашением по климату.
График 1. Добыча газа и нефти в Норвегии
Нефтяные компании под руководством государственной Statoil, крупнейшей компании Норвегии, заявляют, что открытие доступа на Лофотены необходимо, если страна хочет и дальше поддерживать добычу нефти и газа, которая уже упала на 12%, а с 2025 года, упадет еще больше. По оценкам правительства, на Лофотенах примерно 1.3 миллиарда баррелей нефти. Компания Konkraft заявила, что объем запасов нефти может достигать 3 миллиардов баррелей. Если там по большей части нефть, а не газ, то ее рыночная стоимость может быть, по крайней мере, 65 миллиардов долларов по нынешним ценам.
«Мы остро нуждаемся в новых открытиях и проектах, что еще раз подчеркивает необходимость оценки воздействия на окружающую среду на Лофотенах и Вестеролене», заявил пресс-секретарь Statoil Бард Глад Педерсен.
Споры вокруг Лофотенов идут на фоне более бурных дискуссий по поводу роли Норвегии в борьбе с климатическими изменениями. Являясь крупнейшим добытчиком нефти и газа в западной Европе, она начала добывать нефть еще в 1970 годах).
Вопрос также в том, действительно ли настолько нужна нефть с Лофотенов. Цены на возобновляемые источники энергии падают, а Exxon Mobil Corp. и ОПЕК ожидают роста продаж электроавтомобилей, Крупнейшие нефтяные компании США уже говорят о росте спроса на нефть лишь с 2020 года.
И премьер-министр Эрна Сульберг и ее конкурент из Норвежской рабочей партии, Юнас Гар Стуре, говорят, что Норвегия должна меньше зависеть от нефти, они также утверждают, что производство топлива будет играть важную роль еще много лет. Его доля составляет 12% экономики, а до падения цен на нефть в 2014, она была более 20%. В индустрии было занято почти 200,000 работников.
Компромисс
Партия зеленых, которая, похоже, стремится получить больше мест в парламенте в следующем месяце, и объединения по защите окружающей среды говорят, что Норвегия должна начать поэтапный отказ от нефтяной промышленности. По их мнению, увеличение темпов добычи будет нарушением Парижского соглашения по климату. Greenpeace подает на Норвегию в суд, чтобы добиться запрета на исследования северной части Баренцева моря.
В ответ на усиление активности консерваторов, Норвежская рабочая партия в начале этого года заявила о желании начать оценку воздействия на среду в одном из трех районов Лофотенских островов. Все три района считаются нефтесодержащими. Но даже подобные инициативы встречают сопротивление со стороны их возможных партнеров, Партии Центра и Социалистической левой партии, после голосования 11 сентября. По данным опроса, обе партии лидируют.
Возможно Норвежская рабочая партия будет искать поддержки у Христианской народной партии и Либеральной партии, двух центральных групп, в настоящее время поддерживающих правительство, возглавляемое Консервативной партией. Однако они также против исследований на Лофотенах.
Не исключено, что на Лофотенских островах никогда не будут добывать нефть.