11 January 2018, 08:55
Бюджет России. Бензоколонка или нет? (Видео)
Российский федеральный бюджет дефицитный и нефтезависимый. Это факт, он известен всем. Но не все знают, что в России существует не только федеральный бюджет. У каждой области, края, Республики есть свой бюджет.
Он считается отдельно, имеет свои доходы и расходы и вовсе не обязательно исполняется с дефицитом. Кроме того, в России есть бюджеты пенсионного фонда, соцстраха и обязательного медицинского страхования. Они тоже отделены от федерального.
Если все российские бюджеты объединить, получается консолидированный бюджет, большая суммарная ведомость, совокупность всех государственных доходов и расходов. Считается он не быстро, на Росстате опубликованы только данные за 10 месяцев.
Так вот, консолидированный бюджет России за этот срок исполнен с профицитом, то есть с излишками. Доходы превышают расходы на 700 миллиардов рублей. Это достигнуто в основном благодаря профицитности субъектов Федерации. Да и в самом федеральном бюджете дефицит плавно сокращается, минус уменьшается, и по итогам прошлого года составил чуть меньше 2% от ВВП, хотя изначально он планировался в 3% от ВВП.
Дефицит и 2 и 3%, кстати, обычное дело для многих стран мира вне зависимости от уровня их благополучия и развития. Дефицит бюджета США 3,5% от ВВП, у Индии столько же, у Китая 3%, у Евросоюза 1,7%.
Страшилки по поводу дефицита российского бюджета остаются уделом узкой маргинальной группы граждан, которые либо сами не разбираются в предмете, либо осознанно хотят запутать свою аудиторию. Давайте ещё немного поговорим про зависимость бюджета от нефти и газа.
Это тоже чёткая величина, поддающаяся измерению. Она напрямую указывается в отчётах и так и называется: нефтегазовые доходы. В прошлом году с января по октябрь в структуре российского федерального бюджета они составили 4,8 триллиона рублей. Это 39% от всех поступлений.
Зависимость от нефти снизилась. Ранее соотношение нефтегазовых доходов и других было 50 на 50. В нынешнем году, 2018, эта зависимость снизится до 37%, а к 2020 году будет равняться одной трети. Такой прогноз озвучил министр финансов Антон Силуанов.
Это по прежнему много, но процесс ухода от нефтяной зависимости идёт, и это очевидно. Кстати, если брать не федеральный бюджет, а общий, консолидированный, то в его структуре доля нефтегазовых доходов получится ещё меньше.
Возьмём другой параметр – ВВП. В нём доля всех отраслей, добывающих полезные ископаемые, за 9 месяцев прошлого года составила 9,5%, а обрабатывающие производства 13,3%. То есть предприятия, где производятся готовые изделия и полуфабрикаты, по объёму опережают добычу ресурсов из недр.
Главная кузница российского ВВП – это (как ни странно) – торговля. В ней создаётся больше всего добавленной стоимости. Торговля в нашей экономике занимает 16%. Операции с недвижимостью – около 9%. Это доходы от сдачи в аренду жилья и офисных помещений, а также прибыль от их купли-продажи.
Иными словами, экономика России намного шире, чем просто добыча полезных ископаемых. Недобросовестные спикеры от Джона Маккейна до его местных единомышленников упорно раскручивают тезис о стране-бензоколонке. Но как видим, если вникать в детали, смотреть скучные отчёты, всё не так однозначно. Не только нефтью и газом живёт наша страна.
Также будет интересно:
Рекорды нефти: что поддерживает цены и сколько заработает бюджет
Считать ли биткоин валютой? Да и «актив» ли это
Кошмарный сон доллара сбывается: нефтеюань выходит на арену
Источник: searchlight.asia