Алексей Букин: Нефть физическая и бумажная. Об эталонах, бенчмарках и биржах. Часть 5
Как продавалась нефть.
Несмотря на то, что речь идет о едином рыночном (торговом) нефтяном комплексе, состоящем из двух неразрывных частей – «мокрых баррелей» и «бумажных баррелей», придется на некоторое время их друг от друга все же отделить (а потом соединить обратно). Потому что сначала был только «рынок» физической нефти, и поначалу это было нечто. Кстати, очень поучительно. С точки зрения наших. Дней.
То есть, как ни крути, опять не обойтись без исторических баек. Поскольку, не пояснив, что там у них изначально происходило с ценами, а было несколько этапов, не получиться оценить всю значимость появления современных ценовых ориентиров и понять, какую на самом деле выдающуюся роль они сыграли и играют до сих пор.
Три очень важных истории.
1. В 1911 году Верховный суд США принял решение о разделе нефтяной монополии Standard Oil Co. of New Jersey (правопреемник Standard Oil Trust), контролируемой четырьмя семьями: Рокфеллеры (главный – Джон), семьи Pratt, Payne-Whitney и Harkness-Flager. К тому времени Standard Oil Co. of New Jersey прямо контролировала 41 компанию, которые, в свою очередь, контролировали другие и так далее, в 1890 всего – 88% рынка, в 1904 – 91% производства и 85% конечных продаж (в основном керосина, 55% которого, кстати, экспортировались по всему миру). Согласно решению Верховного суда, монополия делилась на 34 компании. Standard Oil оf New Jersey постепенно превратилась в крупнейшую в мире (из нее позже получилась Exxon).
2. В 1928 году три нефтяных гиганта — Standard Oil of New Jersey, Royal Dutch Shell и Anglo-Persian Oil договорились использовать в нефтяных сделках формулу цены “Gulf-Plus” на основе цены нефти в районе американского побережья Мексиканского залива, публикуемой в Platts Oilgram Price Service, и эта цена стала первым в мире ценовым ориентиром.
3. К середине 1940-х в мире сложился картель, который вплоть до 70-х доминировал в мировой нефтяной промышленности, имя для него придумал глава итальянской государственной компании Eni Энрико Маттеи – «Семь сестер», по числу участников, создавших так называемый Консорциум для Ирана: Standard Oil of New Jersey, Standard Oil Company of New York (стала Mobil), Standard Oil of California (стала Chevron), Texaco, Anglo-Persian Oil Company (стала Anglo-Iranian, затем BP), Gulf Oil, Royal Dutch Shell.
Теперь, как упорядочивали.
В 1920-40-х двумя основными экспортерами нефти в мире были США и Мексика, большая часть нефти шла оттуда. И вот в 1928 ведущая мировая троица, см. выше, договорилась, что цена будет определяться по формуле: цена в Мексиканском заливе плюс стоимость транспортировки из залива. И так для всего мира. Например, если нефть поставлялась из Персидского залива, а там уже началась добыча, в Индию, базис цены все равно был Мексиканский залив плюс стоимость транспортировки из Мексиканского залива в Индию. А чтобы не было разнобоя при определении цены в Мексиканском заливе — компаний-то уже много появилось, пусть это все и одна большая семья по-прежнему — в качестве ценового ориентира был взят индекс Платтс.
А в 40-х ценообразованием занялась уже семерка: она контролировала 85% всей мировой добычи и, соответственно, экспорта за пределами США, Канады, СССР и Китая вплоть до конца 1950-х. Они, эти 7, так сказать, упорядочили дальше, сразу по нескольким направлениям.
Во-первых, они упорядочивали объемы добычи, договариваясь между собой, сколько нефти должно идти на мировой рынок.
Во-вторых, они пришли к выводу, что на одну и ту же нефть должны быть две цены: одна для правительств банановых и прочих колониальных стран. Местные никак не были допущены до святая святых – торговли нефтью и тем более, упаси Боже, ценообразования. Им платили за лицензии и концессии, и еще они получали кое какие мелкие налоговые платежи. Размеры всех этих платежей зависели от цены нефти (в процентах). Поэтому для начала семерка договорилась между собой о введении так называемой объявленной цены — для местных. Меньше цена – меньше им платишь. Но «по справедливости». Смысл которой нефтяные компании определяли сами. Вопрос большой политики и дружбы между народами. Вторая цена на ту же нефть – внутренняя трансфертная, между подразделениями холдингов, для целей «правильного» налогообложения уже дома. Нефть добывающие подразделения «на местах» продавали своим же материнским или перерабатывающим подразделениям по заниженным ценам. Жаль, нет места и времени писать еще и историю создания оффшоров. А есть прямо таки очень неожиданные и можно сказать странные параллели между двумя процессами.
А в 1945 году англичане подняли вопрос о том, что фантомная цена фрахта с базисом Мексиканский залив уже не может работать для всего мира: Ближний Восток становился еще одним центром добычи и экспорта. При этом в США озаботились перспективой истощения (и задачей сохранности) собственных запасов. Это повлекло за собой ряд важных решений.
Договорились, что объявленная цена ближневосточной нефти должна быть снижена, чтобы она смогла «конкурировать» (сами понимаете) с нефтью из Мексиканского залива. Ну, чтобы мы могли нормально конкурировать сами с собой. Соответственно, в 1945 – 47 цены на последнюю были повышены на $1,32 за баррель до 2,68 (на сорта с плотностью 34), а цены на нефть из района Персидского залива – всего на 1,17 до 2,18. И к марту 1948 года все производители в районе Персидского залива установили единую объявленную цену 2,18. И цены фрахта уровняли. В мае 1948 цену на арабскую еще снизили до 2,03 – а то Венесуэла в Европе выбивалась из общего хора и путалась под ногами.
В общем, такой себе внутренний сестринский междусобойчик и никакого свободного рынка, какие глупости. Спотовый рынок практически отсутствовал, и я бы этот момент предложил хорошенько запомнить для целей некоторых экстраполяций в современность на некоторые до боли знакомые рынки (как бы). Практически идеальная командно-административная система. Для своих.
Но дальше стало все сложнее.
С 1948 года на Ближнем Востоке стало появляться все больше добывающих стран и для них появился новый рынок – Дальний Восток, особенно Япония. В этой связи начал усиливаться диспаритет цен нефти из Мексиканского и Персидского залива. Например, в 1947 году объявленная цена саудовской ФОБ Ras Tanura была 2,18, а в 1970 – 1,80. А с учетом инфляции реальная стоимость этой нефти была существенно ниже.
В 1959 году произошло очередное снижение объявленной цены на ближневосточную нефть и тут они взбрыкнули. В сентябре 1960 года была создана ОПЕК (по инициативе Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы). И эти решили, что они, государства, должны участвовать во владении компаниями-концессионерами с системой бай-бэк: концессионеры должны платить правительствам за долю нефти, равную доле владения. И доли эти доходили и до 60%, а то и больше. Нашли, однако, компромисс: цена нефти определялась в договорном порядке между концессионером и правительством. То есть это было разновидностью все той же объявленной цены, которая, естественно, зависела от дружбы народов и личных факторов.
А дальше была инфляция, девальвация фунта в 1967, отказ от золотого стандарта в США в 1971 году, замораживание цен в США и нефтяной кризис 1973 года. Для справки: в 1972 году цена саудовской ФОБ Ras Tanura была 2,38, а в 1973 – 3,76. Но сам факт нефтяного эмбарго поменял все на свете. А в 1979 случилась революция в Иране.
Тогда в конце 1970-х Британия швырнула свою козырную карту на стол — «распечатала» собственный «загашник» в Северном море, начав производство нефти сорта Брент, того самого, по имени североморского гуся. Пик добычи Брента пришелся на середину 80-х на уровне 400 тысяч баррелей в сутки. Соответственно, в очередной раз изменилась и система ценообразования. Брент стал ценовым ориентиром для 70% торгуемых сортов нефти в мире. Остальные торговались по WTI.
И вот этой торговлей займемся (уже точно) в следующий раз.
Картинки с выставки:
1. Отсюда начиналась Standard Oil – Walworth Run, Кливленд. Механик Самуэль Эндрюс создал здесь небольшое предприятие по перегонке нефти, в которое в 1962 году уговорил инвестировать Джона Рокфеллера. Фото предположительно 1870 года.
2. А в 1897 году компания имела уже вот такой завод в Кливленде.
3. Штаб квартира компании на Бродвее, в Нью-Йорке (третье фото).