«Выравнивание пошлин на нефтепродукты не будет стимулировать развитие нефтепереработки»
На рынке ждут введения в действие нулевой ставки экспортных пошлин для Восточносибирской нефти, а также выравнивания пошлин на светлые и темные нефтепродукты. Александр Сакович озвучил свое мнение по этому поводу. С Александром Владимировичем участники нашей конференции «Биржевой и внебиржевой рынки нефтепродуктов РФ» смогут встретиться лично и задать ему дополнительные вопросы.
— Александр Владимирович, в начале месяца представителями Правительства было заявлено, что обнуление экспортных пошлин на нефть Восточносибирских месторождений вступит в действие до конца месяца. В каком состоянии процесс, по Вашим данным, что еще необходимо сделать?
— Дело в том, что пока не утвержден порядок отгрузки и оформления этой нефти. Утверждает данный документ Минэнерго и Минприроды, кроме того, в процессе участвует ФСТ и Минюст. На данный момент информации о прохождении нет, но если обнуление анонсировали до конца сентября, значит, остались считанные дни. Кроме того, в экспортных графиках на 4 квартал уже стоят объемы поставок этой нефти.
— А какова информация по поводу выравнивания пошлин на темные и светлые нефтепродукты, насколько это будет выгоднее бюджету, чем существующая схема?
— По последней информации пошлины планируется установить в соотношении 0,55 к экспортным пошлинам на сырую нефть. При нынешней формуле установки пошлин это соотношение равно 0,58 (если брать среднее значение по светлым и темным). Новый механизм станет выгоден бюджету, если средняя экспортная цена на российскую нефть (та, от которой идет расчет пошлин) поднимется выше $70 за баррель. Тогда эффективнее будет собирать пошлины по новой формуле, а не по существующей.
— Было заявлено, что выравнивание пошлин на нефтепродукты будет эффективным для повышения глубины нефтепереработки.
— Собственно, выравнивание пошлин означает, в основном, ограничение экспорта мазута. Нет, я считаю, что это никак не стимулирует развитие нефтепереработки. Столько мазута на внутреннем рынке просто не нужно. Однако это будет весьма выгодно ряду нефтяных компаний, ранее начавших модернизацию НПЗ, строительство новых установок, в частности, каталитического крекинга. У них будет к 2012 году больше выхода светлых, они смогут их вывозить с большей прибылью.
— Какие же меры будут эффективны для модернизации?
— Как я уже заявлял, модернизация должна начинаться с установок первичной переработки нефти, от которых зависит четкость отбора фракций, это должно быть масштабной программой. Для этого нужны средства, пути получения которых различны. Конечно, это и снижение фискальной нагрузки, но, в первую очередь, – за счет налогов. Но это и перераспределение акцентов в работе компаний: направлять больше средств в развитие перерабатывающих мощностей, нежели в добычу, сделать более рациональным использование каждой тонны нефти, потребляемой внутри страны.
— Спасибо за краткое интервью. До встречи на нашей конференции.
«По последней информации пошлины планируется установить в соотношении 0,55 к экспортным пошлинам на сырую нефть. При нынешней формуле установки пошлин это соотношение равно 0,58 (если брать среднее значение по светлым и темным)»
а если учесть объемы поставок? разве объемы светлых и темных нефтепродуктов равны? мне сложно судить, но скорее всего при высчитывании среднего, стоит учесть объемы одного и другого.
Объёмы экспорта светлых и тёмных нефтепродуктов примерно равны.
Как ещё можно стимулировать модернизацию заводов, кроме как снижением эффективности экспорта мазута? Конечно, запрещать или ограничивать экспорт мазута не следует. А повышение пошлины, на мой взгляд — адекватная мера.