«Темпы работы федеральных ЭТП крайне низкие»
С начала года в перечне федеральных электронных торговых площадок произошло пополнение. К площадкам Сбербанка, Правительства Москвы и Татарстана добавились РТС и ММВБ. Как в связи с этим будет развиваться электронная торговля для госнужд, есть ли шансы на то, что список еще дополнится новыми участниками, появилась ли ясность в вопросе о том, как будут проводиться электронные торги по госзакупкам нефтепродуктов? Об этом мы побеседовали с руководителем проектов b2b и b2g ОАО «Центр развития экономики» Вадимом Потрашковым.
— Официально опубликован перечень ЭТП для закупок для государственных нужд. (РП N 1996-р от 17 декабря 2009) . Вадим, поясните, пожалуйста, почему дополнительные площадки назначены только сейчас, и в каком режиме теперь будут работать все эти пять площадок?
— Действительно, ранее было заявлено, что для госзакупок отберут 5 федеральных площадок на пять лет. Однако, с лета 2009 года было решено запустить первые три площадки, они были «уполномочены» постановлением Правительства и работали в режиме эксперимента. А в ноябре 2009 года были «довыбраны» еще две площадки. Однако нельзя считать отбор пяти площадок оконченным, они должны пройти проверку на соответствие техническому заданию (ТЗ).
Вместе с тем, система отбора была непрозрачной. ТЗ, на основании, которого шел отбор и будет проведена итоговая оценка площадок также крайне странное – нет критериев оценки и их весов. Как были отобраны именно эти площадки совершенно непонятно!
— Что должно произойти дальше?
— Начать действовать в рабочем режиме площадки должны не позднее июня. Перед этим они должны пройти проверку. Сейчас же можно сказать, у работающих площадок продолжается пилотный режим, а у новых он только начался. Очевидно, что РТС и ММВБ не смогут предоставить системы на проверку немедленно. Этих систем пока попросту нет.
Кстати говоря, все еще не ясно, что же за организация будет проверять операторов. Ясно только, что она будет уполномочена Минэкономразвития.
— Объявлено также, что помимо пяти федеральных площадок нефтепродукты будут закупаться на бирже СПбМТСБ. Насколько оправдано утверждение только одной биржи (по меньшей мере, нефтепродуктами торгуют сегодня три биржи)?
— Заявление главы ФАС Игоря Артемьева о включении СПбМТСБ в список операторов проведения электронных аукционов для государственных нужд достаточно неожиданно. Но раз чиновник такого уровня сделал данное сообщение, есть уверенность, что так и произойдет.
Напомню, что в прошлом году глава о госзакупках на биржах из ФЗ-94 изъята. Но было ясно, что по биржевым товарам планируется сделать что-то отдельное. Видимо это и есть шаг по пути реализация данной идеи. Как это будет оформлено законодательно? Вероятно, через особое постановление правительства.
Нужно ли проводить госзакупки биржевых товаров только на одной площадке или на нескольких? Это не принципиально. Должна ли это быть одна биржа? Это, с моей точки зрения, должен решить рынок. Может быть, первоначально, таких площадок должно быть несколько, и только затем они пройдут «рыночный отбор».
Еще хочу отметь, что вряд ли другие биржевые товары кроме нефтепродуктов будут интересны госзакупщикам настолько, чтобы закупать их часто и много. Может быть, только продукты для госрезерва.
— Какова Ваша оценка итогов работы уже действующих ЭТП в пилотном режиме? Выполняются ли задачи: повышение прозрачности торгов, формирование справедливых цен?
— В любом случае организация торгов в электронном виде и через Интернет решает задачи повышения прозрачности и формирования более объективных цен. Но если говорить о конкретных итогах работы этих площадок, то они неутешительны. Для их работы были созданы все условия, дан карт-бланш, выпущено специальное постановление Правительства, была мощная информационная поддержка, проведены специальные рассылки, в общем, на эти площадки активно направляли заказчиков. Между тем, на площадке Сбербанка 90% аукционов не состоялось. В Татарстане необходимый для проведения торгов функционал появился только в конце ноября. Такие низкие темпы удивляют! Если учесть, что операторы этих площадок знали о том, что будут уполномочены обеспечивать госаукционы, и знали уже в 2008 году.
— Есть ли вариант расширения перечня уполномоченных площадок в 2010 году, какова судьба ранее созданных площадок, которые не попали в существующий перечень?
— Кончено, другие созданные в нашей стране ЭТП весьма активны в этом направлении. Шансы на успех оценить пока сложно. Пожалуй, единственный аргумент госорганов против расширения перечня – трудности контроля.
Вместе с тем, проведение отбора операторов показало, что претендуют на эту роль всего 18 компаний. Учитывая высокие требования к операторам и их системам, из этих 18 проверку прошли бы не более 10. И тогда какая разница? Контролировать пять площадок или десять — это не принципиально, тем более что контроль можно вести в полуавтоматическом режиме.
По моему мнению, все 18 площадок можно допустить к государственной проверке, тем более, что они должны проходить ее за свой счет.
— Как, по вашему мнению, будет изменяться законодательство, регулирующее госзакупки?
— На сегодня 94-й ФЗ имеет уже 13 пакетов поправок, и готовятся очередные, которые предлагает, в том числе и Минэкономразвития и ФАС.
Несомненно, что для нормальной работы необходимы некоторые важные изменения. Например, тот порядок проведения аукционов, который сейчас прописан, является очень сложным. Его целесообразно применять только для закупок особо сложных работ и услуг, и в исключительных случаях для закупок товаров. Этот порядок регламентирует глава 3.1. Закона и этот порядок применяется сейчас на трех уже работающих площадках.
А закупки товаров, тем более в не очень больших объемах (вагон щебня, например) можно закупать путем проведения более простого аукциона, который, кстати, предусмотрен другой статьей закона — 41-й. Конечно, в процедуре проведения аукциона желательно установить шаг и снять ограничение по цене – это было бы справедливою. Еще одна доработка этого типа аукциона – возможность для участника вносить денежный задаток при наличии такого требования со стороны заказчика. Это необходимо реализовать в ближайшем будущем.
Если названные шаги будут сделаны, то на рынке установится более стабильная ситуация, которая принесет пользу и поставщикам и государству и, в конечном счете, гражданам.
Текст интервью — Илья Альков
Мне до сих пор непонятно, почему в список были включены РТС и ММВБ, что на них планируется закупать для госнужд?
Какая разница, что будут закупать? :)
Главное то, что через них, по мнению авторов этого процесса, должен осваиваться гос.бюджет. Врятли господам Корищенко и Горюнову нужен объем торговли нефтепродуктами в размере одной «бочки» топлива в неделю. У них других проблем хватает.
Сейчас в РТС и на ММВБ вообще не торгуются нефтепродукты. И заявлений не было о том, что эти площадки планируют начать торговлю нефтепродуктами. Как осваивать госбюджет?
В вопросе формирования справедливых цен на рынке, мне кажется, электронная торговля не выступает катализатором: какая разница — торговать традиционно или через интернет? В любом случае решение о купле-продаже исходит от субъективной выгоды и личного интереса, а не от каких-то теоретических объективности и понимания справедливости. Да, интернет предоставляет в расчете на единицу време большее количество необходимой информации, но это еще не залог объективной и справедливой игри спроса и предложения. В случае с ЭТП для формирования справедливой цены нужно, в первую очередь, соответсвующее законодательство и установление государством «потолков» колебания цен.
А для чего нужны «потолки»?
Рынок сам должен определить, что востребовано, а что нет.
Государство должно отказаться от идеи устанавливать «потолки» и «полы», иначе никакой торговли не получится. Нужно установить лишь максимальные отклонения цены в течение дня. Это стандартная мера для пресечения масштабных спекуляций.
1) на ММВБ проходят государственные интервенции по зерну, поэтому собственно она проходит для торговли .
2) РТС — не знаю
А по Питеру мне понравилось интервью в котором президент ее сказал, биржа будет 1 и все)))
Точно, я и забыл про зерно! Правда, зерном всё же торгует не ММВБ, а «Национальная товарная биржа», использующая инфраструктуру ММВБ. Может, в список нужно было внести именно «Национальную товарную биржу»?
А может быть еще и IDK.ru привлечь к государственным закпкам?