«Индекс появится, когда будет увеличена прозрачность оптовых продаж»

Минэкономразвития — ключевое министерство, на которое возложена задача формирования и поддержки институтов рынка. Задача крайне непростая, и Александр Пироженко рассказал нам о тех рецептах, которые сегодня предлагаются. Продолжается прием предложений от участников рынка, — А.Пироженко заявляет что Минэкономразвития открыто для контактов. Одной из точек контакта является и международная конференция «Биржевой и внебиржевой рынки нефтепродуктов РФ», которая состоится 5-6 октября в Москве, где Александр Пироженко выступит с докладом.
— По предложению Минэкономразвития необходимо формировать единые ценовые индексы. На каком этапе сейчас находится создание данного механизма, какова предлагаемая формула, будет ли это проведено отдельным законом?
— Это предложение – часть нашего доклада в Правительство по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов. Да, мы предполагаем нормативно установить отбор биржевого или внебиржевого индекса, который будет признаваться государством в качестве рыночной цены.
Мы понимаем, что без мер, направленных на повышение прозрачности рынка, простое признание какого-либо индекса государством задачу не решит. Индекс появится, когда будет увеличен свободный оборот нефтепродуктов — будет повышена прозрачность оптовых продаж вертикально-интегрированных компаний.
Мы полагаем, необходимо обязать ВИНК продавать часть нефтепродуктов на открытых торгах. Эти и другие меры — часть системных предложений по развитию конкуренции на рынке нефтепродуктов. Только такой подход позволит действительно двигаться в направлении объективной индикации цены.
Кстати говоря, работа эта еще не завершена, и мы продолжаем принимать предложения и соображения от участников рынка и экспертов по проекту доклада. Адрес электронной почты: competition@economy.gov.ru
— АФК «Система», которая приобрела предприятия Башкирского ТЭК, централизует товарные потоки в своих руках. Давальческая схема переработки нефти на заводах ликвидируется. Между тем, такая схема фактически формировала рынок нефтепродуктов в России. Теперь же мы наблюдаем усиление монополизма. Как, с Вашей точки зрения, необходимо регулировать данную ситуацию?
— Мы внимательно следим за этой ситуацией. Действительно, давальцы на Уфе, к сожалению, уже в прошлом. Я буквально на днях общался с двумя компаниями из Уфы, они теперь трейдеры на условиях «Системы». Все это не очень хорошо с точки зрения конкуренции на оптовом рынке, с точки зрения ценообразования.
Но надо понимать, что этот процесс не чья-то злая воля, а результат объективной логики. Мы с вами знаем, что башкирская нефть тяжелая и ее направление на экспорт «загрязняет» легкую сибирскую, в результате чего наша страна теряет деньги из-за снижения цены экспортной смеси. Задача нового владельца уфимской группы заводов — загрузить свои заводы башкирской нефтью, минимизировав ее направление на экспорт. К тому же АФК «Система» — полноценный собственник заводов и вправе распоряжаться своим имуществом. Так что я пока не вижу возможности со стороны государства в это вмешиваться.
— Насколько, с Вашей точки зрения, рынок готов к разделению видов деятельности нефтяных компаний, как предлагает Минэкономразвития? Как представители ВИНК отнеслись к вашим предложениям?
— Рынок никогда не готов к изменениям, которые предлагает государство. Вынужденные изменения, не по своей воле, — это, как минимум, не комфортно. Конечно, компаниям это не нравится — придется перестраивать корпоративную структуру, корректировать систему продаж.
Однако мы уверены, что ВИНК придут к этому сами через несколько лет. Эта мера вполне органична для бизнеса, она лишь немного опережает время. Не секрет, что продажа нефтепродуктов внутри ВИНК — процесс не самый прозрачный даже для акционеров. По какой цене менеджеры продают топливо? Можно ли продать дороже в данный момент? Как эффективность оптовой продажи на рынок и эффективность розничной реализации через розничную сеть ВИНК? Не на все эти вопросы могут быть получены однозначные ответы. В том числе потому, что нет объективных ценовых индикаторов, а также из-за отсутствия в ряде случаев сделки между оптовым и розничным звеньями ВИНК.
Мы считаем, что разделение видов деятельности в рамках ВИНК хоть и не очень приятно, но, в конечном счете, небесполезно для акционеров ВИНК — это повышает прозрачность работы менеджеров и дает возможность более объективно оценивать их работу. Для рынка же такое разделение означает увеличение объемов нефтепродуктов, находящихся в свободном обращении. Ведь когда менеджер по закупкам сети АЗС мэйджора увидит, что дешевле и проще покупать товар не у своей головной компании, а у другого поставщика — то это даст толчок для развития подлинной конкуренции на рынке.
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
3 комментария
  1. Идея с разделением видов деятельности нефтяными компаниями конечно интересна, но существует проблема значительной неоднородности производственных мощностей ВИНК и как следствие проблема разного качества нефтепродуктов поставляемых на собственные АЗС компаний. И мое мнение пока эта проблема не решена будет довольно проблематично заставить даже выделенную из ВИНК компанию управляющую сетью АЗС покупать дизель и бензин у других поставщиков, качество при этом может значительно пострадать. Та же проблема с созданием крупных нефтепродуктовых логистических центров которые могли бы значительно снизить транспортные издержки.

  2. Следует признать, что архитектура нефтепереработки и сбыта нефтепрдуктов в РФ к настоящему времени уже сформировалась и даже окостенела. Монополизм семи ВИНКов диктует и будет в дальнейшем диктовать рынку свое понимание оптовых и розничных цен.
    Надежда ФАС на то, что ВИНКи сами, без внешнего воздействия, реформируют себя, разделив бизнес по видам деятельности, не оправдается. Топ-менеджеры ВИНКов по известным причинам рогами и копытами упрутся, но не допустят прозрачности ценобразования. В это связи ФАС обречена постоянно судится с ВИНКами за «сговор» и «монополизм (доминирование на рынке)».
    Что касается принуждения ВИНКов к торговле через биржу, то опыт дает основание утверждать, что и здесь ВИНКи не горят особым желанием поддержать ФАС.
    Вывод таков: без демонополизации нефтяной отрасли РФ невозможно будет получить прозрачные рыночные индексы. Демонополизировать нефтянку ФАС не в состоянии, для этого нужны тектонические изменения,которые пока не предвидятся.
    Да и нужно ли менять то, что уже построено? Может быть лучше признать для себя невозможность демонополизации отрасли и, оставив все как есть, дерективно помесячно (по аналогиис расчетом экспортной пошлины)вводить предельные внутренние цены на основные нефтепродукты (ДТ, ТС, М-100), исходя из внешних ценовых индексов на Юралс, стоимости процессинга на НПЗ, транспортной логистики. Это будет сильный ход, нефтяники хорошенько подумав, согласятся на разделение ВИНКов по видам деятельности или другие предложения Минэкономразвития.

  3. Если бы разделение по видам бизнеса было выгодно, компании давно бы так сделали. Но мы видим, что сейчас всё происходит наоборот, нефтяные компании стремятся выстраивать вертикальную структуру. Это заметно на примере АФК «Система».

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Bloomberg: рекордный импорт золота Индией может оказаться фейком
В ноябре Индия импортировала золота на рекордные $14,8 млрд (+330% г/г).
Евросоюз нарастил закупки нефти у России до максимума с февраля
Евросоюз приобрел у России нефти на 687,5 миллиона евро