«Наличие двух биржевых площадок в Санкт-Петербурге — ни к чему»
Он представил свой взгляд на то, сколько должно существовать бирж в стране, поделился мнением по организации госзакупок, рассказал о ходе биржевых торгов, их участниках и планах развития.
— Виктор Васильевич, два года назад биржа выиграла конкурс на право проведения госзакупок нефтепродуктов. Как сейчас развивается это направление?
— К сожалению, этот вопрос сейчас приостановился. Планировалось, что регламентировать его будет специальное постановление Правительства, подготовить которое должно было Минэкономразвития. Однако постановление в итоге оказалось другим, соответствующим старому законодательству, где биржи не могут участвовать в торгах по госзакупкам.
Санкцию на вхождение в процесс торгов нам обещали дать за две недели. А прошло уже два года, и все остается без изменений.
— Есть ощущение, что создаются карманные площадки, число которых строго ограниченно, для того чтобы только через эти избранные структуры проводить госзакупки. Я считаю, что это категорически неправильно. Этими закупками должны заниматься биржи, у которых есть лицензии и опыт работы по торговле товаром, а также структура и технологии.
— Как выстроена работа биржи с поставщиками и потребителями нефтепродуктов?
— У нас проходят регулярные торги, торгуют коммерческие структуры, все идет успешно. Мы заключили соглашения с крупными нефтяными компаниями, они выставляют свои объемы. Поставки при торговле на нашей бирже осуществляются по железной дороге, тогда как у биржи МТСБ – по трубе. Например, в марте на бирже выставлялся объем порядка 60-80 тыс. тонн, из которых на 20 тыс. тонн были заключены сделки. Это весьма показательно для рынка – сейчас мы наблюдаем определенное перенасыщение, и поэтому многие игроки выходят на биржевые площадки. Однако цены продавцов были в указанный период слишком высоки, отсюда – такая разница между объемом предложений и сделок.
— С какой периодичностью сегодня проводятся торги?
— Мы проводим торги каждый день. Недавно мы переехали в новое здание, у нас новые технологии и оборудование. С полной уверенностью заявляю, что такой современной серверной, как у нас, сегодня нет ни у одной биржи в России.
— Кто сегодня является вашими основными участниками?
— Что касается работы с «Транснефтью», как проходят торги по закупкам?
— Осуществляют ли другие крупные потребители нефтепродуктов закупки на бирже?
— Вы рассказали о торговле нефтепродуктами, а как обстоят дела с организацией торгов по сырой нефти?
— На сегодняшний момент могу сказать, что мы договорились о реализации сырья с «Татнефтью», компания будет осуществлять поставки по трубе или по железной дороге. Эти ресурсы выгодно приобретать, в частности предприятиям малой переработки нефти.
— Каковы планы биржи по организации торговли производными инструментами?
— Все эти планы в силе, тем более, опыт фьючерсной торговли у наших специалистов есть. Есть определенные сложности запуска фьючерсов на нефтепродукты, в частности вопросы уплаты налогов – НДС и НДФЛ для физических лиц. Этот вопрос надо решать на уровне законодательства.
Далее: беспоставочный фьючерс не будет эффективным. Необходимо выбрать подходящий базис поставки, который будет выгоден всем основным участникам. Мы знаем, что РТС планирует возобновить торговлю фьючерсами на дизтопливо, но с базисом они также пока определяются.
— А как Вы оцениваете запуск фьючерса на спотовый индекс, который может быть сформирован на основе данных с биржевых и внебиржевых площадок?
— Это, в принципе, правильное направление. Однако сложность здесь в том, что у нас рынки являются обособленными, какой рынок и какой индекс выбрать – это вопрос. Оторванность рынков друг от друга обуславливается, в частности стоимостью транспортировки.
Пример. Сейчас на рынке резко поднялась цена давальческой нефти, снизилась маржа продавцов топлива, а цена транспортировки в затратах весьма высока – 2-3 тыс. рублей на тонну (из Башкирии в Северо-Западный округ). Транспортировка съедает сейчас остаток прибыли продавца, а цену поднять он не может — не купят.
— Должно ли быть в России несколько биржевых площадок по торговле нефтью и нефтепродуктами либо такая площадка должна остаться единственной?
— Вполне могут существовать две площадки, например, в Москве и в Санкт-Петербурге. А вот наличие двух биржевых площадок в Санкт-Петербурге — ни к чему. Ведь так и было запланировано, что у нас в городе будет одна площадка, а мы опять изобретаем велосипед после того, как уже создали целую структуру.
— Возможно ли в таком случае объединение вашей биржи с МТСБ в какой-либо форме?
— Такой шаг не исключался в процессе нашей работы с Минэкономразвития. Сейчас нам никто таких предложений не делает. Но я, в принципе, с удовольствием готов это обсуждать с МТСБ — объединить усилия было бы полезно всем.
А чем критично наличие двух площадок в одном городе???
Наличие двух биржевых площадок в одном городе не может быть препятствием для успешной работы каждой из них. Тем более, что одна из них ориентирована на поставки по ЖД, а вторая — по трубе. Для участников рынка это принципиальное различие и потенциал развития присутствует для обеих площадок.
Причина уныния Виктора Васильевича в другом -низкая активность покупателей. Но это отражение текущего состояния экономики РФ. Сегодня всем плохо. Но, будет праздник и на Вашей улице, чего я Вам, уважаемый В.В, искренне желаю.
Биржи, как я понимаю, электронные? Тогда какая разница, где расположен сервер? Или там всё, как в кино — биржевая яма, кричащие брокеры?
В 2003 году биржа «Санкт-Петербург» запустила торги фьючерсами на нефть. Удалось развить этот рынок? Или торги нефтяными фьючерсами были свёрнуты?