«Наличие двух биржевых площадок в Санкт-Петербурге — ни к чему»

Oil.Эксперт уже представлял читателям интервью с представителями бирж, осуществляющих торговлю нефтепродуктами, МБНК и СПбМТСБ.
Сегодня мы предлагаем беседу с Виктором Николаевым, руководителем еще одной основной российской площадки, Биржи «Санкт-Петербург.
Он представил свой взгляд на то, сколько должно существовать бирж в стране, поделился мнением по организации госзакупок, рассказал о ходе биржевых торгов, их участниках и планах развития.

— Виктор Васильевич, два года назад биржа выиграла конкурс на право проведения госзакупок нефтепродуктов. Как сейчас развивается это направление?

— К сожалению, этот вопрос сейчас приостановился. Планировалось, что регламентировать его будет специальное постановление Правительства, подготовить которое должно было Минэкономразвития. Однако постановление в итоге оказалось другим, соответствующим старому законодательству, где биржи не могут участвовать в торгах по госзакупкам.
Санкцию на вхождение в процесс торгов нам обещали дать за две недели. А прошло уже два года, и все остается без изменений.

— В конце года были приняты поправки к Федеральному Закону №94 «О госзакупках», в соответствии с которыми летом для этой цели планируется начать использовать электронные площадки. Ваши комментарии по этому вопросу?

— Есть ощущение, что создаются карманные площадки, число которых строго ограниченно, для того чтобы только через эти избранные структуры проводить госзакупки. Я считаю, что это категорически неправильно. Этими закупками должны заниматься биржи, у которых есть лицензии и опыт работы по торговле товаром, а также структура и технологии.

— Как выстроена работа биржи с поставщиками и потребителями нефтепродуктов?

— У нас проходят регулярные торги, торгуют коммерческие структуры, все идет успешно. Мы заключили соглашения с крупными нефтяными компаниями, они выставляют свои объемы. Поставки при торговле на нашей бирже осуществляются по железной дороге, тогда как у биржи МТСБ – по трубе. Например, в марте на бирже выставлялся объем порядка 60-80 тыс. тонн, из которых на 20 тыс. тонн были заключены сделки. Это весьма показательно для рынка – сейчас мы наблюдаем определенное перенасыщение, и поэтому многие игроки выходят на биржевые площадки. Однако цены продавцов были в указанный период слишком высоки, отсюда – такая разница между объемом предложений и сделок.

— С какой периодичностью сегодня проводятся торги?

— Мы проводим торги каждый день. Недавно мы переехали в новое здание, у нас новые технологии и оборудование. С полной уверенностью заявляю, что такой современной серверной, как у нас, сегодня нет ни у одной биржи в России.

— Кто сегодня является вашими основными участниками?

— На сегодняшний день у нас зарегистрировано и аккредитовано более 60 участников. Мы работаем в первую очередь с основными нефтяными компаниями. Кроме того, к нам с удовольствием присоединяются новые участники. Назову Уфимскую группу заводов, а также «Салаватнефтеоргсинтез». Мы также пришли к соглашению с «Транснефтью», которая планирует приобретать на нашей бирже нефтепродукты для своих дочерних обществ. Сегодня мы прорабатываем вопросы участия с «Газпром нефтью». Несмотря на то, что у этой компании есть своя торговая площадка, «Газпром нефть» интересует диверсификация данного направления.

— Что касается работы с «Транснефтью», как проходят торги по закупкам?

— Компания провела пока однократные торги – объемы были совсем небольшими, главной целью была обкатка торговой системы. Торги планируется возобновлять где-то с третьего квартала этого года. Об объемах закупок можно будет говорить также в этот период.

— Осуществляют ли другие крупные потребители нефтепродуктов закупки на бирже?

— Да, они работают с нами. Конкретные компании я называть не буду, но многие приобретают объемы напрямую или через трейдеров.

— Вы рассказали о торговле нефтепродуктами, а как обстоят дела с организацией торгов по сырой нефти?

— На сегодняшний момент могу сказать, что мы договорились о реализации сырья с «Татнефтью», компания будет осуществлять поставки по трубе или по железной дороге. Эти ресурсы выгодно приобретать, в частности предприятиям малой переработки нефти.

— Каковы планы биржи по организации торговли производными инструментами?

— Все эти планы в силе, тем более, опыт фьючерсной торговли у наших специалистов есть. Есть определенные сложности запуска фьючерсов на нефтепродукты, в частности вопросы уплаты налогов – НДС и НДФЛ для физических лиц. Этот вопрос надо решать на уровне законодательства.
Далее: беспоставочный фьючерс не будет эффективным. Необходимо выбрать подходящий базис поставки, который будет выгоден всем основным участникам. Мы знаем, что РТС планирует возобновить торговлю фьючерсами на дизтопливо, но с базисом они также пока определяются.

— А как Вы оцениваете запуск фьючерса на спотовый индекс, который может быть сформирован на основе данных с биржевых и внебиржевых площадок?

— Это, в принципе, правильное направление. Однако сложность здесь в том, что у нас рынки являются обособленными, какой рынок и какой индекс выбрать – это вопрос. Оторванность рынков друг от друга обуславливается, в частности стоимостью транспортировки.
Пример. Сейчас на рынке резко поднялась цена давальческой нефти, снизилась маржа продавцов топлива, а цена транспортировки в затратах весьма высока – 2-3 тыс. рублей на тонну (из Башкирии в Северо-Западный округ). Транспортировка съедает сейчас остаток прибыли продавца, а цену поднять он не может — не купят.

— Должно ли быть в России несколько биржевых площадок по торговле нефтью и нефтепродуктами либо такая площадка должна остаться единственной?

— Вполне могут существовать две площадки, например, в Москве и в Санкт-Петербурге. А вот наличие двух биржевых площадок в Санкт-Петербурге — ни к чему. Ведь так и было запланировано, что у нас в городе будет одна площадка, а мы опять изобретаем велосипед после того, как уже создали целую структуру.

— Возможно ли в таком случае объединение вашей биржи с МТСБ в какой-либо форме?

— Такой шаг не исключался в процессе нашей работы с Минэкономразвития. Сейчас нам никто таких предложений не делает. Но я, в принципе, с удовольствием готов это обсуждать с МТСБ — объединить усилия было бы полезно всем.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
4 комментария
  1. А чем критично наличие двух площадок в одном городе???

  2. Наличие двух биржевых площадок в одном городе не может быть препятствием для успешной работы каждой из них. Тем более, что одна из них ориентирована на поставки по ЖД, а вторая — по трубе. Для участников рынка это принципиальное различие и потенциал развития присутствует для обеих площадок.
    Причина уныния Виктора Васильевича в другом -низкая активность покупателей. Но это отражение текущего состояния экономики РФ. Сегодня всем плохо. Но, будет праздник и на Вашей улице, чего я Вам, уважаемый В.В, искренне желаю.

    1. Биржи, как я понимаю, электронные? Тогда какая разница, где расположен сервер? Или там всё, как в кино — биржевая яма, кричащие брокеры?

  3. В 2003 году биржа «Санкт-Петербург» запустила торги фьючерсами на нефть. Удалось развить этот рынок? Или торги нефтяными фьючерсами были свёрнуты?

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 18 ноября 2024
Депутаты Европейского парламента подготовили резолюцию с требованием к странам ЕС ограничить проход через пролив Ла-Манш танкеров с российской нефтью.
«Газпром» сократил подачу газа в Австрию как раз к началу зимы
Российское ПАО «Газпром» решило сыграть в свою любимую игру - политику трубопроводов.